Top.Mail.Ru
архив

На игле

Когда Олег Акифьев, 57-летний владелец и гендиректор компании «Риолис», затевал свой неординарный бизнес, мало кто верил в успех его предприятия. Скептическое отношение окружающих вполне понятно: компания Акифьева занимается производством наборов для вышивания крестом. Впрочем, проект оказался успешным, во многом благодаря тому, что бизнесмен нашел оригинальный канал сбыта – через школы.

 

«Традиции вышивания на Руси очень сильны до сих пор, – уверенно говорит Акифьев, – до четверти всего женского населения страны так или иначе готовы заниматься вышиванием». По словам бизнесмена, производство его компании с 1998 по 2001 год росло в 2,2 – 2,5 раза ежегодно. За семь месяцев этого года рост составил 72% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Ежемесячно «Риолис» производит 50 000 – 60 000 наборов стоимостью от $1 до $10 каждый. В ассортименте компании около 500 моделей, в каждый набор входят ткань, нитки, иголка, небольшая инструкция и сюжет-схема, по которой следует вышивать. По экспертным оценкам, оборот «Риолиса» может достигать $2 млн в год. В штате компании трудятся около 30 человек, еще около 200 разматывают нитки, упаковывают наборы или рисуют сюжеты для вышивания. Большинство из них – женщины.

Наборы для вышивания продают и другие компании – РООИ «Социальное действие», РТО, «Бизнес-класс-М» и «Гела». Но по сути эти компании являются импортерами ниток и тканей, а доля наборов для рукоделия в их ассортименте невелика. Так что емкая фраза, венчающая Интернет-сайт «Риолиса»: «Самый крупный в России производитель наборов для вышивания крестом», – недалека от истины.

 

Бизнес на доверии

С изобразительным творчеством Акифьев работал всю свою жизнь. Отслужив в армии, он около пяти лет был ассистентом кинооператора в творческом объединении «Экран» на Шаболовке. С 1973 года Акифьев шесть лет работал заведующим кинофотолабораторией Московского института химического машиностроения (МИХМ). Тогда же 28-летний Акифьев поступил на вечернее отделение журфака МГУ.

Следующие 10 лет Акифьев работал фотографом в различных фотохудожественных комбинатах. А с началом перестройки в 1988 году он вместе с партнером открыл кооператив «Кадр», специализирующийся на фотоуслугах. Предприниматель одним из первых начал снимать на стереослайды. На одном из бывших оборонных предприятий он наладил производство стереоскопов и стал предлагать свои услуги в школах, причем нетрадиционным способом. Сначала он делал съемку, раздавал школьникам комплект из пяти слайдов и одного стереоскопа и только потом просил деньги за труд. «Самый серьезный отдел технического контроля был дома, за чаем с родителями, – говорит Акифьев. – Покупали то, что хотели, а что не хотели, то возвращали». Несмотря на относительно высокую стоимость комплекта – 7,6 руб. (пять стереослайдов по 1,2 руб. и стереоскоп по 1,6 руб.), по словам бывшего кооператора, возвратов было не более 4%.

Впрочем, фотокооператив Акифьева существовал недолго. «Фирм, оказывающих фотоуслуги, к 1990 году стало так много, что этот бизнес перестал быть для меня привлекательным», – говорит предприниматель. Следующим полем деятельности для него стал рекламно-издательский бизнес. Занялся им Акифьев благодаря случаю.

Однажды, размещая рекламное объявление в газете «Экспресс-реклама», он по телефону разговорился с главным бухгалтером издания. Оказалось, что газете с 11-тысячным тиражом нужен тот, кого сейчас бы назвали «кризис-менеджером». Тогда же знакомый предложил Акифьеву взять в аренду помещение, принадлежащее МГТС (службе 09), с редким по тем временам многоканальным телефоном. Сложив оба предложения, предприниматель с 18 000 руб., заработанными в кооперативе, рискнул войти в мир печати.

Акифьев сразу предложил нововведение. Он стал принимать заказы у населения по телефону с 9 до 21, а оплату с клиентов получать почтовыми переводами, причем иногда не перед выходом газеты, а после (один знак в объявлении стоил 12 коп.). Через полгода, когда закончились все стартовые средства, бизнес стал приносить доход. А еще через два с половиной года тираж газеты вырос до 280 000 экземпляров. «Телефонных зайцев», по словам Акифьева, при этом было не более 2% от общего числа клиентов. В рамках издательского бизнеса Акифьев открыл полиграфическую фирму «Риолис» (Рекламное издательство Олега и сыновей). Впоследствии полиграфический опыт помог ему при создании наборов для вышивания. Когда же конкуренция на рекламном поле стала слишком жесткой, Акифьев оставил этот бизнес.

 

Школьное рукоделие

Начать необычный «рукодельный» бизнес Акифьев решил в августе 1995 года во время отдыха на острове Тенерифе. «Мы зашли за сувенирами и подарками в супермаркет и наткнулись на отдел, торгующий наборами для вышивания, – вспоминает Акифьев. – Вот тогда я и решил, что именно этим буду заниматься в России».

Осенью того же года Акифьев взялся за новый проект. Одного из компьютерщиков «Экспресс-рекламы» Акифьев попросил разработать специальную программу, которая позволяла бы переводить изображение на клеточки. Чтобы создать сюжеты для вышивания, Акифьеву пришлось немало потрудиться – нужно было собрать команду художников. Много сложностей возникло и с материалами.

Решить проблему с нитками Акифьеву помогла Нина Безуглова, глава Московской шерстопрядильной фабрики. «Риолис» стал использовать шерстяные нити, которые стоили в шесть – восемь раз дешевле импортных. А вот с тканью на первых порах повезло меньше: в первые наборы вкладывалась ткань английского, а чуть позже польского производства. Сейчас «Риолис» закупает ткань в Белоруссии.

Наконец в апреле 1996 года Акифьев предложил торговым точкам пять видов наборов для вышивания под торговой маркой «Сотвори сама», но продажи несколько месяцев оставались невысокими. Неудачу Акифьев объясняет тем, что магазины в три-четыре раза накручивали цены, что сделало неизвестный продукт малопривлекательным.

Тогда по совету знакомого коммерсанта Акифьев решил предложить наборы школам в качестве учебного пособия для уроков труда (сейчас они называются «уроками технологии»). За лето компания «Риолис» специально для школы разработала около 20 моделей с упрощенными сюжетами.

В начале учебного 1996 года Акифьев разослал предложения школьным директорам и учителям труда. «В обязательном учебном плане для уроков технологии такого вида работы нет, но это предложение на тот момент оказалось очень актуальным, – вспоминает директор гимназии № 1504 Надежда Шарай. – В связи с тем, что в 90-х годах материальное положение родителей ухудшилось и не все могли купить нужные ткани для шитья, вышивание и бисероплетение все восприняли с удовольствием, а учителя стали рекомендовать эти наборы родителям».

Путевку в «школьную жизнь» наборам «Сотвори сама» дала Галина Белова – старший методист Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО). В первую же их встречу в МИПКРО Белова представила Акифьева группе учителей, приехавших к ней на семинар. «Почти половина из них после моего выступления купили по нескольку наборов. Я же пообещал, что приеду еще раз, и если вышивки у них не получатся, то они смогут взять по иголке и уколоть меня, – рассказывает Акифьев. – На следующем семинаре этой возможностью никто не воспользовался, а покупателей стало больше». На такие учительские семинары Акифьев ездил два-три раза в месяц почти два с половиной года.

В процессе работы со школами ассортимент «Риолиса» по советам учителей стал пополняться более сложными сюжетами для учеников постарше. Так появились подушки, салфетки для вышивания, открытки со вставкой из вышивки, изделия из бисера. Сейчас «Риолис» выпускает до 10 новых моделей в месяц. «В наборы для вышивания нужно вкладывать рамочку, потому что ее не всегда просто подобрать по размеру к готовой работе», – говорит Шарай.

Примерно из 1200 московских школ более тысячи используют на уроках технологии наборы «Сотвори сама». Сбытом компании в учебных заведениях занимаются около 40 торговых представителей. Впрочем, если два года назад прямые продажи в школах в пять раз превышали продажи оптовикам, то сейчас на этот рынок приходится только 25 – 30% сбыта. Продукцией «Риолиса» торгуют около 720 закупочных компаний, включая магазины, при этом около 60% сбыта приходится на регионы. По мнению Акифьева, широкий региональный сбыт – результат регулярного участия компании в специализированных выставках. Также «Риолис» ведет рубрику «Я расту» в детском журнале «Веселые картинки» и имеет два небольших павильона в переходах станций метро. В ближайшее время Акифьев планирует более активное продвижение своих наборов в средних школах других городов. И тогда фраза «Самый крупный в России производитель наборов для вышивания крестом», возможно, станет еще ближе к реальности.

Еще по теме