Top.Mail.Ru
архив

Накануне грозы

экономика
Цены на нефть марки Brent уже несколько лет находятся на комфортных для российского торгового баланса уровнях - выше $100 за баррель, но счастья нашей экономике это по-прежнему не приносит. Более двух лет экономики стран BRIC испытывают повышенный отток капитала. Темпы роста отечественной промышленности уже около трех лет снижаются и примерно год фактически топчутся на месте. Годовые темпы прироста ВВП России снижаются семь кварталов подряд с 5,0 до 1,2%. По итогам II квартала они уже стали ниже, чем в США, Великобритании и Японии. Сложившаяся ситуация, а также усиление оппозиционного давления наконец заставили российские власти пойти на более смелые реформы в экономике.

Список мер по улучшению экономического поля, который начал формироваться летом этого года и реализуется в сентябре, впечатляет, хотя общий эффект от его реализации еще не до конца осознается многими.

Шаги Центрального банка пока остаются осторожными. Летом Банк России начал впервые предоставлять ликвидность банкам под нерыночные активы, прежде всего кредиты малому и среднему бизнесу (МСБ), с целью снизить конечную стоимость заимствований для них. Впрочем, этим реформы ЦБ пока и ограничились.

Шаги же российского правительства, на наш взгляд, уже можно охарактеризовать как весьма активные. С одной стороны, кабинет отказался от лишних заимствований на текущий год, решив урезать незащищенные статьи бюджета на 5-10%. Затягивание бюджетных "ремней" традиционно является стабилизационной мерой для финансовых рынков. С другой стороны, бюджетный секвестр почти всегда дополнительно снижает рост ВВП, и в этой ситуации правительство решило пойти на более радикальные меры, затронув еще одну запретную тему - тарифы естественных монополий. На 2014 г. тарифы "Россетей", РЖД и "Газпрома" для промышленности останутся неизменными, а для населения вырастут на величину инфляции, уменьшенную на 30%. Более того, и в последующие годы предлагается сохранить механизм индексации тарифов по формуле "инфляция минус", хотя до этого все предыдущие годы тарифы росли опережающими инфляцию темпами. Кроме того, Министерство экономического развития предлагает с 2017 г. увязать расчет тарифов естественных монополий с динамикой экономического роста. Предполагается, что, исходя из контрциклического принципа, тарифы естественных монополий будут ускоряться при быстром росте экономики для ее торможения и, наоборот, снижаться в моменты спада для ее поддержки.

Также за последние недели Министерство финансов выступило с инициативой по увеличению уровня дивидендных выплат компаний с государственным участием с 25 до 35% от чистой прибыли по МСФО. При этом министерство хочет обязать госкомпании выплачивать дивиденды даже при наличии у них формального убытка по российским стандартам отчетности. На наш взгляд, эти меры пока не выглядят продуманными и требуют доработки. Также, скорее всего, нуждается в доработке решение по передаче с 2014 г. пенсионных средств "молчунов" полностью в страховую часть пенсии. А решение о передаче ВЭБу в управление новых накоплений клиентов НПФ до их акционирования и вхождения в систему страхования накоплений может являться и вовсе опасным.

Итоговые эффекты и побочные действия от реформ пока еще мало кому понятны. На первый взгляд, уже сейчас видно множество подводных камней и возможных конфликтов в реализации между Центральным банком, Министерством экономического развития и Минфином. Тем не менее сам факт того, что российские власти начинают активно креститься до того, как грянул гром, уже заслуживает внимания.


Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Еще по теме