Немцы теснят шведов
Siemens фиксирует рост прибыльности своего бизнеса. Менеджеры компании говорят, что в 2001 году рост прибылей Siemens продолжится и в процентном исчислении будет выражаться двузначной цифрой. Siemens имеет шанс потеснить шведскую Ericsson на мировом рынке мобильных телефонов. В последние недели Siemens одержала несколько побед и на российском рынке.
Спор за «серебро»
Siemens, являющаяся крупнейшей компанией в немецкой электронной, электротехнической и телекоммуникационной промышленности, представила на прошедшей неделе отчет за первый финансовый квартал 2001 года (в Siemens он уже закончился 12 декабря 2000 года). EBITA (финансовый показатель, см. справку) Siemens без учета результатов полупроводникового подразделения Infineon Technologies составила $1,085 млрд, увеличившись на 14% по сравнению с тем же кварталом предыдущего года.
Финансовые показатели Siemens приведены в соответствие с американским бухгалтерским стандартом GAAP, поскольку в марте 2001 года компания планирует получить листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже. Чистая прибыль Siemens за первый квартал составила $716 млн, увеличившись на 32% относительно аналогичного периода предыдущего года.
Прибыльность группы растет, и на этом фоне финансовые результаты отделения телекоммуникационных систем Siemens выглядят более скромными. Продажи этого подразделения увеличились на 20%, однако прибыль сократилась на 30%. Но это отнюдь не означает, что отделение телекоммуникаций находится в загоне. Просто разработка телекоммуникационных решений требует больших инвестиций.
В своем первом финансовом квартале Siemens продала 9,3 млн мобильных телефонов. За аналогичный период прошлого года Siemens смогла продать 4,4 млн «трубок». По прогнозам экспертов, в области продаж мобильных телефонов Siemens уже в ближайшее время сможет опередить нынешнего «бронзового призера» в мировой табели о рангах – шведскую Ericsson. В перспективе Siemens имеет основания претендовать и на «серебро», но для этого ей придется сразиться с американской Motorola.
Ранее Siemens заявляла, что продажи ее мобильных телефонов в 2001 году удвоятся по сравнению с 2000 годом и объем продаж составит примерно 48 млн штук. Однако в конце января нынешнего года менеджеры компании признались, что теперь не берутся делать прогнозы по продажам мобильных телефонов, поскольку перспективы на этом рынке стали неопределенными. (О последних изменениях на рынке мобильных телефонов «Ко» писал в №4 за 5 февраля 2001 года.)
Двумя ногами на земле
Другая сфера, в которой телекоммуникационное отделение Siemens чувствует себя вполне уверенно, – производство наземных систем для мобильной телефонии: базовых станций, коммутаторов и т.д. Для широкого пользователя эта область, как правило, невидима – за исключением тех случаев, когда система сотового оператора дает сбой. В этом плане много шума в среде связистов наделало письмо Siemens в адрес МТС, в котором немцы официально извинялись по поводу отказа в конце января одного из коммутационных центров мобильного оператора. МТС не преминул предать это письмо гласности, хотя для предотвращения дальнейших сбоев в сети
МТС подписал контракты на расширение своей сети до более чем 1,8 млн абонентов именно с Siemens. Эти контракты предусматривают поставку и установку до марта 2001 года двух центров коммутации мобильной связи, а также модернизацию четырех уже действующих в Москве коммутаторов производства Siemens. «Общая коммутационная емкость сети МТС уже составила 1,5 млн абонентов, а в марте 2001 года она превысит 1,8 млн», – заявил вице-президент МТС по техническим вопросам и развитию Юрий Громаков.
Другой успех Siemens на российском рынке – победа в тендере, проведенном петербургским телекоммуникационным холдингом «Телекоминвест». Питерский холдинг приступил к претворению своих региональных планов (проект «МегаФон») в Северо-Кавказском регионе. Для строительства сетей стандарта GSM питерский холдинг выбрал Siemens. Не исключено, что и другие региональные операторы сети «МегаФон» будут оснащены установками немецкой компании. «Победитель определялся по таким критериям, как сроки поставки и финансовые условия», - заявил директор дивизиона регионального развития «Телекоминвеста» Алексей Ничипоренко.
Решающими при выборе поставщика оборудования для мобильной связи являются условия поставки и ее оперативность. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Михаил Умаров говорит: «У нас два ключевых поставщика систем GSM. Первым стала французская Alcatel. Мы выбрали ее в 1996 году в ходе жесткого тендера. Решающую роль сыграло все-таки не качество: оно у производителей примерно равное. Alcatel предоставила нам товарный кредит на лучших условиях. Во втором случае, в 1999 году подобный тендер проводился для наших региональных компаний и систем GPRS. Его выиграла финская Nokia». Кстати, контракт на поставку оборудования для третьего московского сотового оператора GSM, компании «Соник Дуо», выиграл Ericsson.
Вспомнить будущее
Хотя борьба на рынке систем второго поколения идет нешуточная, эта сфера становится для производителей телекоммуникационного оборудования все менее интересной. Основное внимание производители уделяют системам третьего поколения (3G). В большинстве западноевропейских стран уже прошли аукционы на приобретение лицензий на работу в стандарте 3G.
По словам технического руководителя проектов российского представительства Siemens Сергея Киндопа, развитие систем третьего поколения изменит отношения человека и телефона: «Все идет к тому, что мобильный телефон будет использоваться не только как переговорное устройство. Это будет даже не телефон, а мобильный микрокомпьютер». Однако разработка оборудования для мобильной связи 3G и приобретение лицензий потребуют огромных средств. Достаточно сказать, что только в Великобритании власти заработали на продаже лицензий в общей сложности $35,36 млрд - более 2% годового ВВП. И если при создании наземного оборудования большинство производителей надеются на собственные силы, то для разработки мобильных телефонов они вынуждены заключать альянсы. По мнению аналитиков, без сторонней помощи сможет обойтись только Nokia. Другие находятся в поиске союзников. Siemens, в частности, заключила договоры с японскими NEC и Toshiba.
Что касается российских перспектив 3G, то здесь специалисты осторожны. «Все зависит от действий операторов, – говорит Киндоп. – Если они сумеют подготовить рынок к новым услугам, то можно ожидать внедрения систем третьего поколения уже в 2003 году. Сети третьего поколения – это сети передачи данных, и чтобы сделать их привлекательными для клиента, операторы должны создать интересные для потребителя приложения. Необязательно такие, которые можно использовать в бизнесе. Кроме того, должны быть разработаны средства для проведения платежей и создана законодательная база для их осуществления. Кстати, это отнюдь не означает, что за все услуги 3G будет платить сам абонент. В роли плательщика может выступать, например, рекламодатель, размещающий свою рекламу на мобильных сайтах».
СПРАВКА
EBITA – прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений – считается одним из важнейших показателей для компаний высокотехнологичного сектора, в особенности для операторов сотовой связи. Зачастую при оценке финансового здоровья компании предпочтение отдается именно EBITA, а не более традиционным показателям – доходу или прибыли. Это объясняется тем, что компании, работающие в области hi-tech, тратят очень большие средства на разработку новых систем и установку оборудования.