Top.Mail.Ru
архив

Нести свет в массы

31.03.201400:00

"Простому человеку нужен не кабриолет и не хорошая пятицентовая сигара, а прежде всего свет, чтобы читать и работать", - решил однажды где-то на рубеже XIX и XX веков экс-продавец пишущих машинок Уильям Коулман и собрался заработать на буквальном просвещении нации.

история бизнеса, история успеха, Уильям Коулман, Coleman
За исключением крупных городов, электричество тогда в Америке не было распространено, так что рабочий день совпадал со световым. Бензиновые фонари Коулмана исправили дело, приведя заодно к повышению производительности, особенно в глубинке. Но и в дальнейшем бренд Coleman оказался удивительно живучим.

Только задумайтесь: массовой электрификации не исполнилось еще и сотни лет! Даже в наши дни пожилые американцы, готовясь к неприятностям вроде надвигающегося торнадо или финансового кризиса, собираются жить без света, запасаясь, помимо продовольствия и медикаментов, еще и топливом для старых ламп.


Дело пахнет керосином

В 1790-х города Европы и Америки стали освещаться газовыми лампами, сделанными по технологии английского инженера Уильяма Мердока, а в глубинке еще почти век обходились лампами переносными. Горели они на пчелином воске, оливковом и кунжутном масле, позднее на китовом жире. В 1846 г. канадский химик Абрахам Геснер впервые получил керосин из угля, битума и горючего сланца. Но по-настоящему в мире запахло керосином в 1853 г., когда живший во Львове польский фармацевт Игнатий Лукашевич, ставший впоследствии владельцем нефтяной скважины и нефтеперерабатывающего завода, выделил из сырой нефти керосин еще лучшего качества и сконструировал вариант керосиновой лампы для операционной одной из местных больниц. Лампы на керосине не то чтобы горели дольше и ярче остальных, зато были дешевле в производстве, что и предопределило их успех.


В новом свете

За несколько десятилетий к газовым фонарям и керосиновым лампам все привыкли, но светили они все-таки тускловато. Особенно страдали те, кто в принципе неважно видел. Как Уильям Коулман. Он родился в 1870 г. у молодой пары школьных учителей, переехавших из Нью-Йорка в Канзас. Отец Уильяма умер, когда мальчику исполнилось 11 лет, но, несмотря на скромные средства, Коулман-младший закончил педагогический колледж, поработал преподавателем, а потом и директором школы в Оттаве и скопил необходимую сумму для поступления на юридический факультет, который, впрочем, пришлось все-таки бросить: даже при жесточайшей экономии деньги кончились слишком быстро. И недоучившийся юрист пошел торговать пишущими машинками, разъезжая по Канзасу и окрестностям.

Коулман на себе испытал все "прелести" путешествий по провинции в потемках, где даже в гостиницах приходилось передвигаться на ощупь. Но в 1900 г. в окне одной из лавок захолустного Броктона, где-то в Алабаме, он увидел лампу, удивившую его. Это была Efficient Lamp, запатентованная и выпускавшаяся маленькой фирмой Irby-Gilliland из Мемфиса. В отличие от керосиновых ламп, этот светильник работал на бензине, давал несравненно больше света, не коптил, как керосинки, и не мигал, как газовые фонари. К тому же близорукий Коулман обнаружил, что при свете этой лампы он может без труда прочитать даже мелкий шрифт на флаконе с микстурой.

Продукт был еще новым и совершенно не раскрученным, так что Коулман решил, что на нем он заработает больше, чем на пишущих машинках. В том же году он взял на реализацию сразу тысячу ламп и отправился их продавать, стартовав в Оклахоме. Первым на пути оказался населенный пункт под названием Кингфишер, где к концу первой недели пребывания удалось продать лишь два светильника. Как потом выяснилось, незадолго до Коулмана в городке с аналогичным товаром побывал другой коммивояжер. Его лампы пару дней и впрямь светили ярче, а потом покрылись несмываемой копотью и просто вышли из строя. Чтобы доказать, что его светильники лучше, Коулман придумал продавать не лампы, а свет - так сегодня работают энергосбытовые компании. Уильям предложил горожанам и окрестным фермерам свои лампы в аренду плюс обслуживание и бензин за $1 в неделю. В случае поломки клиент не должен был платить ничего. Задержавшись в городке на несколько недель, Коулман не только заработал на прокате светильников, но и убедил местных жителей в надежности предлагавшихся им ламп.

Так же Коулман поступил и в соседних городках, и вскоре количество заказов превысило возможности производителя. Владельцы Irby-Gilliland, не заинтересованные в расширении, предложили торговому агенту франшизу. Заняв у двоюродных братьев недостающую сумму в обмен на 8-процентную долю в предприятии, Коулман так и сделал, основав The Hydro-Carbon Light Company, позже переименованную в Coleman Lamp and Stove Company.


В круге света

Уже через год Уильям Коулман приобрел патент на Efficient Lamp, а в 1903 г. купил и саму Irby-Gilliland, перенеся производство в городок Уичита в Канзасе. Спустя еще два года компания выпустила усовершенствованную версию фонаря на бензине уже под лейблом Coleman Arc Lamp. Выход новинки на рынок Коулман оригинально отрекламировал, предоставив светильники для освещения первого в истории ночного матча по американскому футболу между университетскими командами.

Позже лампы Coleman Arc участвовали и в других исторических событиях разной значимости. В 1929 г. американский авиатор и полярный исследователь Ричард Берд взял фонарь Коулмана в первый в истории авиаперелет над Южным полюсом. Лампы Coleman Arc засветились в южноамериканских Андах, где ими долгое время обозначали взлетно-посадочные полосы, и дошли до острова Питкэрн в Тихом океане, где потомки мятежников с английского корабля Bounty и таитяне освещали этими светильниками свои жилища. В 1909 г. специально для сельской Америки Уильям Коулман разработал ставший популярным настольный светильник, тоже работавший на бензине, но выглядевший изящнее и предназначавшийся для домашнего использования. А еще через пять лет компания выпустила свою самую перспективную модель Coleman Lantern, светильник мощностью в 300 свечей, освещавший пространство в радиусе 90 м. Он был пригоден для любых погодных условий, и к тому же к нему прилагалась сетка для защиты от насекомых.

Основными потребителями продукции Коулмана стали фермеры, специалисты аварийных служб и все, кто работал на улице. С началом Первой мировой войны американское правительство признало Coleman Lantern предметом первой необходимости и разместило госзаказ на 1 млн таких светильников для войск, сражавшихся в Европе, и для ночных смен в тылу.

В 1920-е прибыль Уильяма Коулмана росла не только за счет бензиновых ламп, которые продолжали с энтузиазмом раскупать сельские жители. Coleman Company предложила целую линейку бытовой техники, работавшей на бензине: обогреватели и кухонные плиты, охладители воздуха, тостеры, вафельницы и утюги. Большую часть этих товаров, правда, позже вытеснили электроприборы производства крупных конкурентов вроде General Electric, а некоторые были неудачной идеей с самого начала. Например, кофеварка, придуманная для отелей и ресторанов самим Уильямом Коулманом. Она хоть и варила отличный кофе, но была очень сложна в обращении и трудно чистилась, так что ее сняли с производства из-за низкого спроса.


Плита в кармане

В 1949 г. в еженедельнике The Saturday Evening Post вышла статья о бизнесе Уильяма Коулмана под заголовком "Компания, которая должна была обанкротиться". Фирма, однако, выжила, что само по себе было удивительно. Сначала серьезным испытанием для Coleman Company стал биржевой крах 1929 г. Последовавшая за ним Великая депрессия резко сократила спрос на лампы: большинство американцев, особенно в сельской местности, уже не могли себе позволить покупать что-то, кроме еды. Coleman Company терпела убытки, но удержалась на плаву благодаря банковским кредитам, которые Коулману чудом удалось получить. Дела компании пошли еще хуже, когда избранный в 1932 г. президентом США Франклин Рузвельт инициировал федеральную программу электрификации. Разумеется, светильники на бензине не могли сравниться по мощности и удобству с лампами накаливания, и Коулман начал стремительно терять к тому времени уже и без того немногочисленных клиентов. Выходом стало производство обогревателей, масляных и газовых. К 1941 г. годовая выручка компании приблизилась к $9 млн, и около половины этой суммы составляла прибыль.

Позже, уже во время Второй мировой войны, компании из Канзаса удалось заработать на производстве гильз для 20-миллиметровых патронов и деталей для бомбардировщиков. В июне 1942 г. квартирмейстерская служба США разместила в Coleman срочный заказ на походные печки для нужд армии. Через два месяца компания Коулмана выпустила карманную плитку размером с половину бутылки молока, работавшую на любом виде топлива и подходившую для всех погодных условий. За годы войны армия США закупила у Coleman Company около миллиона таких плиток. Карманная плитка Коулмана стала стандартным предметом экипировки каждого американского солдата и использовалась на всех трех театрах военных действий - в Европе, Африке и Азии.

После войны, когда американцы снова зажили безбедно и начался автомобильный бум, компания нашла себе нишу в сегменте товаров для отдыха на природе. Развитие отельных сетей не поспевало за темпами строительства дорог и снижения цен на авто, так что в моду вошел кемпинг: желающие отдохнуть просто съезжали с дороги и разбивали лагерь поблизости. Для них компания Коулмана наладила выпуск палаток, спальных мешков, термосов и оборудования, которым изначально и прославилась: походных плиток, переносных холодильных камер и, разумеется, фонарей Coleman Lantern. Последние до сих пор в цене у кемперов из-за их мощности (200 Вт) и способности работать в любую погоду.

Уильям Коулман умер в 1957 г., оставив компанию своему сыну и внуку. В 1989 г. фирма нью-йоркского инвестора Рональда Перельмана произвела ее недружественное поглощение, но и после серии перепродаж бренд Coleman выжил.


Плюс электрификация

История появления лампы накаливания, и по сей день повсеместно служащей основным источником искусственного освещения, весьма запутанна. Считается, что первую лампу, в которой использовалась платиновая спираль накаливания, сделал англичанин Уоррен де ла Рю в 1840 г. Есть сведения, считающиеся многими исследователями недостаточно достоверными, о том, что в 1854 г. немецкий изобретатель Генрих Гебель разработал весьма похожее на современные лампы устройство: в нем в сосуде, где был вакуум, нагревалась и светилась обугленная бамбуковая нить. Фактом является то, что 11 сентября 1874 г. российский инженер Александр Лодыгин (на фото) получил патент на плод своих двухлетних трудов в области создания источника освещения, питаемого электричеством - лампу с угольным стержнем. Спустя год механик Одесского телеграфа Василий Дидрихсон усовершенствовал изобретение Лодыгина, откачав воздух из колбы лампы и установив внутри несколько угольных волосков, включающихся по мере перегорания предыдущих. В то же время русский электротехник Павел Яблочков вел работы по изготовлению лампы, в которой нить накаливания была изготовлена из каолина (белая глина). Такая лампа не требовала вакуума и быстро не перегорала даже на открытом воздухе, однако изобретатель, не веря в перспективность подобного освещения, забросил свои исследования. Угольную лампу запатентовал в Англии в 1878 г. Джозеф Уилсон Суон. В его изобретении нить светилась внутри колбы с разреженным кислородом, что позволяло получить более яркий свет. Однако вся слава первооткрывателя источника электрического освещения досталась Томасу Эдисону, запатентовавшему в 1879 г. в США лампу с угольным стержнем в колбе с вакуумом. Позднее он же предложил использовать для подключения своих ламп систему цоколь - патрон на винтовом соединении и заменил угольную нить на тугоплавкую металлическую, из вольфрама. 1 января 1880 г. в Менло-Парк в Калифорнии Томас Эдисон провел первую публичную демонстрацию электрического освещения и после этого начал активно продвигать собственное изобретение на рынке США. Следующее и окончательное изменение в конструкции лампы накаливания осуществил в 1910 г. американец Ирвинг Ленгмюр, предложив использовать вместо нити тонкую спираль, что повышало светоотдачу и увеличивало срок службы лампы.


Еще по теме