Top.Mail.Ru
lifestyle

Нон-фикшн ответит за умное

 Non/fictio№ впервые пройдет в Гостином Дворе. Фото: РИА Новости Non/fictio№ впервые пройдет в Гостином Дворе. Фото: РИА Новости

После скандальной ликвидации ЦДХ судьба самой популярной книжной ярмарки Москвы — Non/fictio№ волновала профессионалов рынка и простых читателей. С 1999 года ярмарка не меняла прописки. В этом году она впервые пройдет на новой площадке — в Гостином Дворе с 5 по 9 декабря.

Успех ярмарки Non/fictio№ эксперты связывают с ростом спроса на литературу жанра. Популярность нон-фикшн – глобальный тренд последних лет: востребованы биографии-блокбастеры, вроде откровений Илона Маска или Мишель Обамы, политические и экономические исследования, книги по урбанистике, прикладная литература от популярной физики до книг по правильному питанию. Оказавшись в главном тренде книжного бизнеса, ярмарка этого года может принести ее участникам значительно больше денег. Василий Бычков, генеральный директор «Экспо-Парка», компании-организатора ярмарки, подтвердил, что он рассчитывает, что продажи этого года увеличатся. «Площадка Гостиного Двора удобнее с точки зрения транспортной доступности и площадь здесь больше, 12,7 тысяч квадратных метров против 9,6 тысяч в ЦДХ. Кроме того, с нами не только остались все старые участники предыдущих лет, но и пришли новые, общее число издательств и организаций увеличилось на десять процентов», - добавил он.

Борис Куприянов, соучредитель московского магазина «Фаланстер», директор литературного портала «Горький» и член экспертного совета ярмарки, считает, что Non/fictio№ предоставляет гостям и участникам уникальную возможность встретиться друг с другом. Читатели могут обнаружить совершенно неожиданные новинки от небольших издательств, чьи книги могли затеряться на полках магазинов или вовсе не дойти до них из-за сложностей, связанных с распространением. Для небольших независимых издательств ярмарка зачастую является основным каналом продаж, обеспечивающим половину годового оборота. «Других вариантов распространения у маленьких издательств практически нет. В нашей стране всего полторы тысячи книжных магазинов (треть принадлежит компании «Эксмо»). Для сравнения, в Париже их порядка семисот. Если раньше маленькое издательство могло реализовать тираж в сто тысяч, то теперь продажа десятитысячного тиража считается огромным успехом. Кроме того, подобные мероприятия, помогают независимым небольшим издательствам понять, что они не одиноки, что кроме монополистов, есть профессиональное сообщество, рынок, читатели. Это главная функция данной ярмарки», — пояснил эксперт.

На ярмарке Non/fictio№ в Гостином Дворе будет представлена не только литература нехудожественных жанров, но и интеллектуальная проза, не из портфеля монополиста-«Эксмо». К независимым игрокам стали уходить авторы формирующие новую литературу, или, точнее, эти издатели стали ее формировать. И если пять лет назад номинанты премии «Большая книга» были от одного издательского холдинга, то сегодня ситуация изменилась. Дух не может жить в плотно закрытой банке

— уверен Борис Куприянов.

Совокупный объем российского книжного рынка оценивается примерно в 70-75 миллиардов рублей, что как минимум вдвое меньше, чем годовой оборот любого из топовых международных издательств. Именно сегмент нон-фикшн способен вывести отечественную индустрию из стагнации последних лет, считают участники рынка. Спросом обусловлено предложение. Практически все издательства в последние годы усилили направление нон-фикшн за счет отечественной и зарубежной литературы. Переводные книги появляется на российском рынке практически одновременно с мировыми премьерами. Результат не заставил себя долго ждать. Крупнейшая компания на рынке электронных книг — «ЛитРес» зафиксировала по итогам прошлого года увеличение продаж в сегменте нон-фикшн на 68 процентов. Тенденция сохраняется и в этом году. Все крупные отечественные издательства по итогам первого полугодия 2019 года отметили рост продаж нехудожественной литературы на 10-30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Читателей на ярмарке ждет огромный выбор книжных новинок и парой книг обойтись никак получится, поэтому «Компания» делится лайф-хаком: чтобы не тащить на себе многочисленные покупки можно оставить их на ярмарке, за отдельную плату курьерская служба все доставит по нужному адресу.

Еще по теме