Новичкам везет: ждать ли инвесторам больших успехов от дебютантов на Мосбирже
Российский индекс широкого рынка IMOEX в октябре пробил важную психологическую отметку в 2000 пунктов и вернулся на уровень, где он находился до объявления частичной мобилизации в России. На тех же уровнях индекс был и в середине лета — по совокупности этих факторов можно трактовать нынешние значения как достижение российским рынком акций сбалансированного состояния, учитывающего все нынешние макроэкономические и геополитические риски. Какие перспективы роста есть у российских публичных компаний в конце этого и начале следующего года, рассказывает Федор Наумов из команды аналитиков PFL Advisors.
«Фишки» потеряли значимость
С начала СВО индекс Мосбиржи провалился на треть, с 3084 пунктов до нынешних 2043, а если сравнивать его значения с локальными максимумами годовой давности (вблизи 4300 пунктов), то сейчас они почти в два раза ниже. Конечно, нынешний тренд на широком рынке показывает тенденцию к восстановлению, однако ожидать возвращения всего рынка на уровень годовой давности не стоит в течение ближайших нескольких лет как минимум.
Тому способствует ряд факторов: с российского рынка ушли большие объемы иностранных денег, отечественные инвесторы разочарованы возникшей на рынке «болтанкой», подогретой блокировкой части их иностранных активов, в дивидендной политике крупных игроков («Газпром» — самый яркий пример) произошли внезапные изменения, потрясшие рынок не меньше, чем начало спецоперации и объявление частичной мобилизации.
При этом многие компании все еще испытывают сложности с восстановлением цепочек поставок (например, уровень брака в импортных китайских чипах вырос с 2% до 40%), на рынке наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, а в перспективах восстановления потребительского спроса остаются серьезные сомнения — в том числе у аудиторов Счетной палаты, недавно раскритиковавших за излишний оптимизм заключение Минэкономразвития на трехлетний проект бюджета Минфина.
Кроме того, до конца непонятны масштабы проблем, которые напрямую коснутся бизнеса крупнейших российских компаний сырьевого сектора. Новые санкционные ограничения появляются слишком часто, сокращая горизонт прогнозирования в отношении их экспортных перспектив, вместе с тем государственная фискальная политика явно становится все более направленной на изъятие дополнительных объемов сверхприбыли таких компаний вроде временных или разовых повышений НДПИ. И это — без учета перспектив развития всемирной экономической рецессии, в рамках которой российские сырьевые экспортеры не защищены от падения спроса на их продукцию за рубежом.
Что делать инвестору в такой ситуации
Учитывая уже существующие и вероятные ограничения в будущем, российские активы остаются самим безопасным способом размещения свободных средств для инвесторов из РФ. Тем не менее прогнозируемая ЦБ инфляция в 11–13% по итогам года сильно ограничивает инвестора в выборе безопасных и перспективных инструментов: максимальная ставка по депозитам в банках находится на уровне 6,7%, доходность 3–5-летних ОФЗ держится в диапазоне 8,7–9%, а акции крупных компаний подвержены рискам, описанным выше.
Именно поэтому разумным решением для инвестора будет оценка перспектив публичных отечественных компаний, вышедших на рынок в последние два-три года. Некоторые из них, с нашей точки зрения, сложно назвать перспективными, другие имеют все шансы дать частному инвестору доходность выше рыночной. При этом размер их бизнеса в большинстве случаев не подразумевает государственных масштабов, а значит — риск новых налоговых и квазиналоговых новаций в отношении таких компаний гораздо ниже. Но обо всем по порядку.
За 2020 и 2021 годы на Мосбирже вышло с IPO 10 новых имен. Из них положительную доходность показали только «Самолет» (SMLT) (+168%), Positive Technologies (POSI) (+13%). Остальные имена в среднем с начала торгов упали на 60%.
Если говорить о том, что интересно сейчас, то 10 компаний можно разделить на три категории.
Первая категория: понятные перспективы и большой потенциальный апсайд
Среди таких компаний можно выделить девелопера «Самолет», на стороне которого играют сильные фундаментальные тренды. На фоне расширения застройки в Московском регионе в область прибывает все больше людей из других частей России, что позволяет компании монетизировать ее крупнейший среди всех девелоперов земельный банк.
Текущий шок на рынке недвижимости вряд ли будет иметь больший негативный эффект, чем прошлые (шоки пандемии или начала СВО), он уже с избытком заложен в цену акций, а причина шока — частичная мобилизация — в основном регионе для компании завершилась.
Вторая категория: апсайд, который может реализоваться после решения некоторых проблем в будущем
В этой категории находятся лесопромышленный холдинг «Сегежа», депозитарные расписки EMC (GEMC) и ADR «Озон» (OZON).
«Сегеже» предстоит перенаправить выпавшую из-за санкций ЕС продукцию, в основном высококачественную фанеру, на другие рынки — это порядка 14% выручки холдинга. Приходится рассчитывать на то, что в Китае скоро закончатся массовые локдауны, которые давят на потребительские настроения. Вдобавок на экспортной выручке компании должен положительно сыграть фактор ослабления рубля — такого прогноза придерживаются в том числе в Минэкономики.
ЕМС — компания из сектора частной медицины, и ей предстоит решить проблемы, связанные с юридической реорганизацией. Поскольку она является кипрской, дивиденды по ее ценным бумагам не могут поступать в Россию. Как только компания разберется с этими нюансами (на это могут потребоваться месяцы или даже годы), ее ценные бумаги резко станут более привлекательными для покупки.
Маркетплейс Ozon хоть и стал операционно-рентабельным, по-прежнему много тратит на развитие бизнеса. Как только менеджмент компании окончательно решит вопрос с ее рентабельностью и финансированием, эти ценные бумаги снова станут потенциально интересны для частных инвесторов.
Третья категория: дорогие компании или компании без ощутимых новых перспектив
В этот перечень можно отнести Positive Technologies (POSI), расписки Softline (SFTL) и FixPrice (FIXP), «Ренессанс Страхование» (RENI), «СПБ Биржу» (SPBE) и «Совкомфлот» (FLOT).
Соотношение P/E (price/equity) первой компании списка составляет 37 единиц по результатам прошлого года, что очень дорого. И даже если ее прибыль в 2022-м удвоится, показатель все равно будет находиться на уровне P/E 18,5.
Отдельно хотелось бы остановиться на «СПБ Бирже», так как под вопросом находится вся модель ее бизнеса. Даже активный листинг гонконгских акций на этой торговой площадке идет с привлечением большого числа инфраструктуры «третьей стороны» — из-за этого сохраняется риск остановки торгов и заморозки приобретенных через площадку активов частными инвесторами.
Что в итоге
Интересными на российском рынке с точки зрения инвестиций остаются частные негосударственные компании с понятным бизнесом, его моделями и перспективами. В целом это касается не только новых имен, вышедших на биржу за последние три года, но и всего широкого рынка акций, торгующихся на Мосбирже.
Самое главное, на что инвестору особенно стоит обращать внимание сейчас, — это макроэкономические секторальные риски для всех компаний отрасли, которые потенциально могут принести высокую доходность в будущем. Как пример — те же предприятия из сектора телекоммуникаций всегда были высококонкурентным бизнесом с понятными стратегиями, рынком потребителей, устойчивыми бизнес-моделями и перспективами на будущее. Но как сейчас на их развитии и инвестиционной привлекательности скажутся исход высококвалифицированных IT-специалистов с рынка труда, сложности с импортом и разработкой собственных решений по созданию сетей пятого поколения и прочее — вопросы, которые требуют глубокого анализа перед принятием окончательного инвестиционного решения.