Top.Mail.Ru
архив

Новые федералы

Если ваш банк работает в Лихтенштейне, едва ли стоит заботиться о развитии региональной сети. Но совсем другое дело, если вы зарабатываете деньги в России. "Касаясь трех великих океанов" и т. п. Далеко не все хорошие клиенты базируются в Москве. Да и у столичной клиентуры могут появиться интересы в провинции. Так что банку, который не желает ограничиваться исключительно ролью валютно-обменной конторы или муниципальной кассы, без построения региональной сети не обойтись.

Тем более что крах крупных многофилиальных финансовых институтов до известной степени облегчает эту задачу. Ведь филиалы погибших банков не исчезли бесследно. Остались квалифицированные менеджеры, имеющие свои связи с местными властями и бизнесом, технологическая база и, наконец, помещение. Всем этим вместе либо выборочно можно воспользоваться. Если вовремя успеть.

Московский бизнес

Не случайно, например, Банк Москвы или ГУТА-банк строят свою региональную политику на использовании филиальной сети, соответственно Мосбизнесбанка (в первом случае) и Инкомбанка и Уникомбанка (во втором). Так, в частности, первый вице-президент Банка Москвы Александр Судаков назвал наличие филиала МББ в том или ином регионе в числе одного из основополагающих факторов, определяющих решение Банка Москвы открыть там свой собственный филиал. На сегодняшний день, по словам Судакова, практически все филиалы МББ зарегистрированы как филиалы Банка Москвы. (Всего их у банка 21, еще 14 находятся в стадии регистрации.) Правда, у банка есть и филиалы, исторически не связанные с "Мосбизнесом". В Ростове, Новосибирске, Владикавказе. Но, скажем, новосибирский филиал Банка Москвы возглавляет бывший управляющий филиала Токобанка. Хотя помещение и часть команды "токовского" филиала забрал Собинбанк.

Справедливости ради надо, правда, сказать, что Банк Москвы начал приспосабливать под себя филиальную сеть МББ задолго до формального краха этого банка. Как известно, еще весной 98-го оба банка договорились об объединении. И, очевидно, Московский муниципальный банк не в последнюю очередь привлекла в Мосбизнесбанке филиальная сеть. Причем экономические соображения тут, по всей видимости, дополнялись политическими. Ведь федеральные амбиции столичного мэра проявлялись уже тогда. И банк, контрольный пакет которого принадлежит московскому правительству, не мог остаться в стороне от удовлетворения чаяний своего главного акционера.

Несколько в иной ситуации оказался также в то время близкий к столичному градоначальнику ГУТА-банк. Решение о масштабном развитии региональной сети в этом банке приняли уже после кризиса. Не исключено, что помимо всего прочего руководство и акционеров "ГУТЫ" подтолкнули к подобным действиям филиальные успехи Банка Москвы. Кроме того, "Госинкор", ставшая осенью прошлого года главным акционером ГУТА-банка, была заинтересована в наличии развитой филиальной сети у подконтрольного банка. А, несмотря на попытки объединиться с обладающим довольно неплохой сетью Промрадтехбанком или с Московским банком реконструкции и развития, ГУТА-банк имел от силы четыре филиала, не считая ГУТА-МГТС.

Немудрено поэтому, что в декабре 98-го ГУТА-банк весьма активно взялся за санацию Уникомбанка (это открывало в первую очередь возможность масштабной экспансии в Московскую область), воспользовавшись слабостью прежнего "уникомовского" партнера - ОНЭКСИМа. А немного позднее, оттеснив также присматривавшийся к "инкомовскому" наследству НРБ, подключился к реструктуризации обязательств Инкомбанка перед частными вкладчиками, обеспечив себе таким образом доступ к филиалам упавшего монстра. "Уником" спасти не удалось, зато ГУТА-банк зарегистрировал филиалы в Московской области: в Балашихе и Жуковском, Дмитрове, Павлове Посаде, Щелкове.

Что же касается "Инкома", то именно благодаря его сети ГУТА-банк (куда, кстати, перешел Юрий Мишов, курировавший в "Инкоме" работу с филиалами) сумел обосноваться в Санкт-Петербурге, Тюмени, Иркутске, Кемерове, Самаре, Тольятти, Магнитке, Челябинске, Астрахани, Йошкар-Оле. В стадии регистрации находятся еще 15 - 20 филиалов на имущественной и кадровой базе филиалов Инкомбанка и Уникомбанка..

Впрочем, кое-где дорогу ГУТА-банку перешел Альфа-банк. Еще в тот период, когда владельцы "Инкома" только определялись в выборе своего финансового партнера, а филиалы оставались фактически бесхозными, "Альфа", воспользовался моментом и приобщился к "инкомовскому" наследству. Так произошло в Екатеринбурге, Волгограде, Кургане, Омске, Владивостоке, Перми, Оренбурге. Частично - в Тюмени. В Нижнем Новгороде местный филиал "Альфы" возглавил бывший управляющий "инкомовского" филиала. И как следствие, очевидно, привел в свой новый банк часть нижегородской "инкомовской" клиентуры

Вообще надо сказать, что Альфа-банк как никто другой использует нынешнюю ситуацию для региональной экспансии. По словам заместителя председателя правления банка Евгения Бернштама, отобрано около 35 регионов, где "Альфа" планирует открыть филиалы.

Не исключено, что не в последнюю очередь успеху "Альфы" способствует то, что этот банк прямо не ассоциируется со столичными политическими группами. А ведь далеко не все региональные лидеры испытывают теплые чувства к Москве.

No, my darling daughter

Однако каков поп - таков и приход. Региональные ГУ ЦБ, в случае если местные власти не слишком рады приходу московского банка, способны довольно серьезно помурыжить новичка при регистрации филиала.

На местах, конечно, и до кризиса с прохладцей относились к москвичам. Однако сейчас, после того как рухнули главным образом столичные кредитные учреждения, антипатия, ранее основывавшаяся в основном на эмоциях и провинциальных комплексах, получает вполне реальное обоснование.

Другое дело, что теперь создавать дочерние банки по плечу немногим москвичам. А хотят - единицы. Тому же Банку Москвы, скажем, как утверждает Александр Судаков, по силам поддерживать капитализацию своих дочерних учреждений на должном уровне. И он "в силу экономических и отчасти политических причин" имеет дочерние банки в Мордовии, Удмуртии, Татарстане, Хакасии. Но "в стратегической перспективе эти банки будут преобразованы в филиалы". Управляемость лучше.

Аналогичной точки зрения придерживаются и в несомненно обладающем ресурсами Внешторгбанке. По мнению начальника управления региональных учреждений ВТБ Сергея Шевченко, "дочка", даже если она на 100% принадлежит московскому банку, все равно вынуждена подстраиваться под местные условия в кредитной политике и т.п. Поэтому еще два с половиной года назад с приходом Дмитрия Тулина ВТБ сделал ставку на развитие именно филиальной сети. Хотя с момента основания Внешторгбанка в 1991 году его региональная политика базировалась главным образом на создании дочерних учреждений. Причем по началу доля главного ВТБ в их уставном капитале была намного ниже 100%.

Сейчас из всех внешторгбанковских "дочек" только Новосибирский и Ульяновский ВТБ действуют как самостоятельные банки. Дочерние же банки ВТБ в Калининграде, Нижнем Новгороде, Магадане, Туле, Пензе и Чите фактически работают в режиме филиалов. Кроме того, ВТБ открыл два десятка новых филиалов. При этом, например, при открытии филиала в Ростове и Воронеже Внешторгбанк использовал местную сеть Инкомбанка. В Перми ему удалось переманить сотрудников и клиентов из филиала "Российского кредита". В Самаре и Екатеринбурге ВТБ воспользовался наследием Токобанка, а в Волгограде - "Империала".

Не менее решительно по отношению к своим (немногочисленным, правда) "дочкам" настроен и Альфа-банк. По мнению Евгения Бернштама, на филиал в отличие от дочернего банка распространяются все лицензии, выданные "Альфе", со всеми вытекающими отсюда преимуществами для бизнеса. Поэтому, например, "Альфа-банк-Новосибирск", созданный на базе купленного в прошлом году Сибирского хлебного банка, будет преобразован в филиал.

Кстати, прежде чем изменять статус "дочки", "Альфа" предусмотрительно довел свою долю в новосибирском банке с первоначальных 51% до 100%. Шаг, надо сказать, вполне осмысленный.

Дело в том, что, как отмечает директор департамента дочерней сети Росбанка Максим Наумченко, преобразование нестопроцентной "дочки" в филиал может не устроить "сторонних" акционеров, даже если в обмен им будут предложены акции головного банка. Ведь в результате подобной реорганизации они лишаются рычагов влияния на банк, что подчас довольно негативно сказывается на их статусе.

Еще хуже, если в регионе практически нет своих опорных банков. В таком случае и местная власть будет выступать против "филиализации" московской "дочки". Не случайно иногда и администрации ратуют за "удочерение" филиалов.

В частности, некоторые местные администрации и крупные клиенты предлагают тому же Росбанку преобразовать его филиалы (а у банка их уже 11) в дочерние банки.

В Росбанке считают подобные действия экономически нецелесообразными. Как подчеркивает Наумченко, даже такие гиганты, как "Норильский никель" или Новолипецкий металлургический комбинат, вряд ли смогут отвлечь ресурсы, чтобы учредить банк, который сумел бы в полном объеме обслуживать их потребности. В этом плане можно только поразиться безрассудству губернатора Новосибирской области Виталия Мухи, который позволил Альфа-банку "уничтожить" местную "дочку". Видимо, возымели свое действие те 117 млн руб., которыми "Альфа" поддержал регион, выполняя подписанное год назад соглашение о сотрудничестве.

Справедливости ради надо сказать, что и в "Альфе", и в "ГУТЕ" и в Банке Москвы подчеркивают, что кредитуют местные администрации вне зависимости от планов по развитию своей филиальной сети. Но едва ли банк, входящий в регион не вслед за крупным корпоративным клиентом, а просто из-за того, что данная область или край входит в зону его стратегических интересов, сумеет сделать это без налаживания теплых взаимоотношений с властями.

Клиент всегда прав

С точки зрения развития региональной сети гораздо проще банкам, чьи клиенты сами обладают широкой производственной и сбытовой сетью. Такая компания скорее заинтересована в консолидации аффилированных с нею банков, нежели в обратном. Вот "ЛУКойл" весной прошлого года обеспечил объединение подконтрольного ему московского банка "Петрокоммерц" с западносибирскими Когалымнефтекомбанком и "Лангепасом" (также "дочки" нефтяной компании). В результате "Петрокоммерц" получил шесть филиалов в Западной Сибири.

Когда один из крупных "лукойловских" партнеров - банк "Империал" приостановил проведение платежей, "Петрокоммерц" принял на себя некоторые обязательства шатающегося банка. Причем значительная часть этих обязательств была в регионах. Такой расклад позволил "Петрокоммерцу" кое-где воспользоваться "империаловской" филиальной базой. Так, в Калининграде и Новороссийске "Петрокоммерц" занял здания, где ранее размещались филиалы "Империала".

Но, очевидно, самое главное, что "Петрокоммерцу" представилась возможность перевести на себя часть тех финансовых потоков "ЛУКойла", которые ранее проходили через "Империал". Помимо упомянутых городов банк открыл филиалы в Перми, Волгограде (там располагаются "лукойловские" заводы), Кирове и Астрахани. Там также ранее работал "Империал". Однако, как отмечает президент "Петрокоммерца" Владимир Никитенко, "знака равенства между филиалами "Петрокоммерца" и "Империала" я бы не поставил".

Впрочем, отнюдь не во всех регионах "лукойловские" финансы находятся исключительно в ведении "Петрокоммерца". Стоит учитывать региональную активность другого мощного партнера "ЛУКойла" - Собинбанка. (Доля нефтяной компании в уставном капитале "Собина" составляет 16,99%.) Не случайно этот банк открыл филиалы в Перми, Волгограде и Калининграде. Трудно представить, что на родине Канта "Собин" обосновался исключительно из-за необходимости обслуживать местное таможенное управление.

Вообще доступ к таможням, который "Собин" получил благодаря победе в прошлогоднем тендере на право обслуживания счетов РТУ, предоставляет банку прекрасную возможность для вполне легитимной и малозатратной (не надо кредитовать местные администрации) региональной экспансии. Только под эгидой обслуживания счетов Западно-Сибирского таможенного управления Собинбанк открыл филиалы в Новосибирске, Горно-Алтайске, Кемерове и Томске.

О том, что интересы "Собина" в той же Западной Сибири охватывают не одну лишь таможню, свидетельствует, например, недавно подписанное им соглашение о сотрудничестве с местной платежной системой "Золотая Корона". Дело в том, в регионе инфраструктура "Золотой Короны" довольно неплохо развита. И на ее базе реализуются зарплатные проекты на многих опорных предприятиях Западной Сибири. Таким образом, участие в проектах "Золотой Короны" позволит "Собину" обзавестись весьма привлекательной клиентурой. (Кстати, по словам представителей "Альфы", "Альфа-банк-Новосибирск" также довольно активно работает с "Золотой Короной".)

Старики-разбойники

Конечно, из того обстоятельства, что на месте многих филиалов московских банков появляются новые вывески, вовсе не следует, что все "старики" - вне зависимости, отозвана у них лицензия или не отозвана, - фактически вытеснены "умирать" в Москву. Помимо ОНЭКСИМа с Росбанком (все-таки этот пример не очень показателен, поскольку у ОНЭКСИМа фактически не было филиальной сети) есть еще МЕНАТЕП, передавший региональный бизнес аффилированному МЕНАТЕПу-СПб. Александр Смоленский, отдавая московский бизнес своей прохудившейся банковской империи "Первому обществу взаимного кредита", похоже, собирается раскручивать на региональном поприще СБС-Агро-Петербург, который не так давно был преобразован в "Северо-Западное общество взаимного кредита". Наконец, "Российский кредит" вовсе не случайно передает филиальную сеть ИМПЭКС-банку, как бы представители "ИМПЭКСа" ни отрицали связь банка с "Роскредом".

Есть также среди "стариков" и те, которые сами, без привлечения "дочек" и т.п., стараются, невзирая на послекризисные проблемы, закрепить, а в некоторых случаях и расширить свое присутствие в регионах. В частности, Мост-банк уже осенью 98-го открыл филиал в Ульяновске. Как отмечает вице-президент "Моста" Сергей Смирнов, "банк не может в одну секунду приостановить проект, реализация которого началась до кризиса".

На данном этапе "Мост" не собирается развивать региональную сеть. Однако намерен "оптимизировать работу на уже существующих площадках". С этой целью, например, проведена кадровая реорганизация в питерском и саратовском филиалах. И, по словам Смирнова, "практически во всех филиалах клиенты возобновили свои операции".

Кроме того, у "Моста" есть возможность налаживать контакты в регионах с помощью карточных программ. И, в частности, программы "Альянс", которая позволяет ряду небольших региональных банков, не имеющих собственных "карточных" технологий, прибегать к услугам "мостовской" процессинговой компании "МультиКарта". Сейчас в "Альянсе" участвуют банки из Челябинска, Архангельска, Тюмени, Владикавказа, Екатеринбурга, Ярославля, Перми.

Не менее (если не более) активен в регионах и другой пострадавший от кризиса банк - Автобанк. Недавно он открыл филиал в Новгороде. По словам зампредседателя Автобанка Людмилы Шабалкиной, "вот-вот будет зарегистрирован филиал в Омске. На филиал в Иркутске документы находятся в стадии оформления". Неплохо идут дела у банка и в Оренбуржье. Крупнейшее предприятие области комбинат "НОСТА" объявил Автобанк своим стратегическим партнером.

Примечательно, что до кризиса "Авто" наряду с филиалами развивал и сеть дочерних банков. Он приобрел, в частности, один из опорных банков Брянской области - Брянский народный. Однако сейчас, как заявляет Шабалкина, филиалы позволяют более активно проводить политику банка в регионах.

С кремом АРКО

И все же "старики" явно теряют свое главное и, казалось бы, единственное не утраченное после кризиса преимущество: многофилиальность и системообразуемость. Перефразируя поэта, можно сказать, что пришла-таки "молодая шпана, которая стирает их с лица земли". Точно так же как они в свое время стерли Агропромбанк, Жилсоцбанк, Промстройбанк... Теперь уже Александр Смоленский не сможет назвать "Альфу" банком, выросшим на асфальте. 35 филиалов для частного банка не шутка.

А если Альфа-банк еще экономно распорядится миллиардным кредитом АРКО, то сможет открыть еще как минимум 60 (!) филиалов. Ведь, по оценкам экспертов, при грамотном подходе вновь создаваемый филиал обходится $500 тыс.

Кстати, что касается АРКО и "Альфы" - не есть ли это главный сигнал владельцу многофилиального СБС-Агро, что пора складывать чемоданы? Заодно и другим банкам, претендующим на общенациональный статус, показали, с кем должны быть, а с кем не быть, мастера финансовой культуры.

Еще по теме