Top.Mail.Ru
архив

Новый звонок

Главной тенденцией мирового телекоммуникационного рынка является конвергенция устройств и стандартов. В этом убеждают итоги крупнейшей технологической выставки CeBIT-2005 в Ганновере.

 

Серьезные менеджеры в дорогих костюмах с последними моделями лэптопов теряются среди подростков в разноцветных куртках. CeBIT перестает быть местом встречи профессионалов и становится выставкой для потребителей. Впрочем, профессионалы сами этого хотели – в период кризиса на технологическом рынке, имевшего место в 2000 – 2002 годы, стратеги компаний эмоционально убеждали друг друга, дистрибуторов и инвесторов в том, что новые технологии обязательно «прорвутся» к потребителям и окупят себя. Потребитель, которого так ждали топ-менеджеры, явился на главную выставку мирового hightech с гамбургером в одной руке и стаканом кока-колы в другой. Студенты съезжались на CeBIT-2005 из городов Германии целыми группами, иногда вместе с преподавателями, иногда без.

 

Бывший «мобильник»

 

Оформление стендов ведущих производителей трубок подчеркивало ориентацию на «молодых и продвинутых». Одной из главных достопримечательностей стенда компании LG стал игровой телефон SV360. Назвать «трубкой» данную модель сложно, скорее это игровая приставка с функциями телефона. Модель поддерживает трехмерную графику, кнопки на ней расположены в привычном для любителей приставок порядке. Для управления игровым персонажем на экране телефона можно наклонять устройство в разные стороны, угол наклона фиксируется датчиком и вызывает изменение скорости и направления движения персонажа.

Встроенный MP3-плеер стал практически обязательным атрибутом новых моделей телефонов. Плеер, в свою очередь, повышает требования к объему памяти у телефона. На выставке было представлено большое количество телефонов с картами памяти различных форматов. Некоторые производители встраивают в телефон жесткие диски. Примером такой модели может служить Samsung SGH-i300 c диском объемом 3 гигабайта.

Другим новшеством для меломанов являются стереодинамики в телефоне. Например, Motorola представила модели E398 с трехмерным объемным стереозвуком, E680 с программным приложением RealPlayer и возможностью воспроизведения видео в формате MPEG4, а также C650 со встроенной фотокамерой, системой микширования музыки MotoMixer и мелодиями звонков в формате MP3.

 

Таланты & поклонники

 

Новые возможности телефонов не представляют ценности без соответствующего контента. Производители понимают это и заботятся о наполнении «игрушек» содержанием. В конце 2004 года Motorola заключила соглашение с Apple. В результате сервис Apple iTunes по загрузке из Интернета музыкальных композиций станет доступным в ряде телефонов Motorola.

«Устройство, формально именуемое сотовым телефоном, уже стало беспроводным развлекательным порталом, соединяющим нас с музыкой, видеоклипами, любимыми исполнителями и интересной информацией, – утверждает Джеффри Фрост, бренд-директор Motorola. – Благодаря решениям в области беспроводной связи, партнерским соглашениям и открытым стандартам мы открываем перед исполнителями новый способ донести результаты творчества до поклонников, а перед любителями музыки – новые возможности насладиться композициями».

Motorola не одинока в своем начинании. Осенью 2004 года Nokia подписала долгосрочное соглашение с компанией Loudeye на предмет разработки современной беспроводной цифровой музыкальной платформы для сотовых операторов. На выставке Nokia анонсировала также программу сотрудничества с Microsoft, благодаря которой пользователям будет проще получить доступ к цифровой музыке в любое удобное время и из любого места, не беспокоясь о цифровых форматах.

Едва ли не половина сотовых телефонов, представленных на стендах производителей, были снабжены фотокамерами с объемом матрицы 1,3 и более мегапикселей. Появились модели с поддержкой макросъемки, камеры с функцией автофокуса. Пока чемпионом в этом сегменте остается модель Samsung SCH-V770 с фотокамерой 7 мегапикселей. По мнению отраслевых аналитиков, уже к концу года «фототелефоны» догонят по качеству цифровые «мыльницы». Правда, единого мнения по поводу того, означает ли это конец сегмента бюджетных цифровых камер, у специалистов пока нет.

 

Радиолюбители

 

Технология Push-to-Talk, показанная на CeBIT-2004, позволяет использовать свой мобильный телефон в качестве мультимедийной рации. Нажал на кнопку – поговорил с нужным человеком. От обыкновенной милицейской рации эта технология отличается тем, что использует штатные частоты сотовых операторов и может передавать помимо голоса также картинки, видеоролики, игры и т.д. Проведенное в 2004 году компанией ZelosGroup исследование, в ходе которого 1300 владельцев мобильных телефонов попросили назвать 10 наиболее востребованных ими телефонных функций, показало удивительный результат: технология Push-to-Talk заняла второе место, уступив только встроенным фотокамерам. Функция беспроводной связи Bluetooth, для сравнения, заняла лишь 10-е место. До недавнего времени широкому распространению Push-to-Talk препятствовала путаница в стандартах, из-за чего «рация» от Nokia могла наотрез отказаться от общения с «рацией», например, от Siemens. На нынешней CeBIT было торжественно объявлено, что крупнейшие производители сотовых телефонов сумели выработать унифицированные стандарты, которые в настоящее время рассматриваются Open Mobile Alliance. Первые телефоны с их поддержкой могут появиться на рынке уже в этом году.

Что касается Push-to-All, то это следующая ступень развития технологии Push-to-Talk, разработанная и продвигаемая компанией Samsung. Суть процесса остается прежней, но вместо одного человека вы можете одновременно поддерживать связь с несколькими.

 

Развлечения на ходу

 

Специализированные игровые платформы становятся частью индустрии мобильных развлечений. Пару месяцев назад компания Nintendo устроила в Париже пресс-конференцию, на которой рассказала о планах относительно европейского запуска своей мобильной приставки NintendoDS. Озвученные на пресс-конференции цифры поражали: за месяц в Японии и Америке продано уже более 2 млн устройств. Лучше этих цифр тягу пользователей к «развлечениям на ходу» может проиллюстрировать разве что выход на рынок Sony со своим PSP (сокращение от PlayStationPortable). Помимо исполнения основных для себя игровых функций, PSP также умеет воспроизводить музыку и фильмы, правда, записанные в специальном патентованном антипиратском формате UMD.

Эксперты, обсуждая шансы той или иной платформы на лидерство, сомневаются в шансах N-Gage от Nokia. Никто не спорит: смесь сотового телефона и игровой платформы может иметь успех. Но для этого необходимо, чтобы как минимум одно из входящих в «трансформер» устройств было устройством экстра-класса.

На наших глазах разворачивается грандиозная битва крупнейших мировых компаний за право занять место в кармане пользователя. Будь то производители сотовых телефонов, сотовые операторы, контент-провайдеры или крупнейшие в мире «электронщики».

 

Кошелек в телефоне

 

Производители мобильных терминалов представили несколько решений из области мобильных платежей. Идея превратить сотовый телефон в «беспроводной кошелек» появилась несколько лет назад, но пока не реализовалась на массовом рынке. Siemens представила на выставке телефон с RFID-чипом. Чип взаимодействует со считывающим устройством, и запрограммированная сумма списывается со счета пользователя. Такое решение применимо, например, в магазинах и при покупке билета на транспорт. Телефон в этом случае является «меткой», по которой магазин или транспортная компания идентифицирует пользователя.

Nokia тоже предложила телефоны со считывающим устройством для RFID-меток на рекламных щитах, электросчетчиках и потребительских товарах. Телефон в этом случае выступает в качестве сканера, с помощью которого покупатель считывает информацию с меток на товарах. С помощью подобного телефона человек может «самообслужиться» в супермаркете. Подобное устройство просканирует выбранные товары, вычислит сумму покупки и передаст ее на кассовый терминал. Другой вариант – сотовый телефон с функцией «мобильного кошелька», который может сам выступить в качестве платежного средства.

Единственное реально работающее на массовом рынке решение показал японский оператор NTT DoCoMo. Компания разработала специальную идентификационную карту, встраиваемую в телефон. Сервис получил название FeliCa, на него уже подписались 2 млн пользователей. Идентификационная карта позволяет платить с помощью телефона за покупки в магазинах, использовать «трубку» как кредитную карту, ключ от дома, офиса и т. д. По мнению представителей NTT DoСoMo, к концу весны 2005 года число магазинов, поддерживающих FeliCa, достигнет в Японии 240 000.

 

Товарищи оценят трюк

 

Важной тенденцией на CeBIT-2005 стало стремление производителей продать владельцу телефона максимальное количество дополнительных аксессуаров. Некоторые из них выглядят экзотически. Sony Ericsson заманивала на свой стенд посетителей с помощью Bluetooth-видеокамеры ROB-1. Футуристично выглядящее устройство на колесиках способно передвигаться на расстояние до 50 м от владельца трубки, передавая изображение на ее экран. Пультом управления для камеры служит телефон.

Siemens представил многофункциональное устройство, которое позволяет управлять всей домашней техникой. Аппарат можно носить на одежде, как значок. Голосовые команды хозяина квартиры передаются при помощи технологии Bluetooth на домашний сервер, который обладает программным обеспечением распознавания речи, способным различать голосовые команды.

Samsung порадовал любителей экстремальных видов спорта. Компания представила видеокамеру SportsCam с 512 Мб памяти и встроенным MP3-плеером. «Фишкой» камеры является устройство ExtremeEye – удароустойчивая мини-камера, прикрепленная к основному устройству с помощью провода. ExtremeEye закрепляется на голове любителя экстрима, и тот может, к примеру, прыгать на сноуборде с вертолета. При любом исходе товарищи спортсмена сумеют оценить зрелищность выполненного трюка.

 

Прощай, GSM

 

Прогнозы скептиков не оправдались – третье поколение сотовой связи (3G) пробивает себе дорогу в Европе и в скором будущем начнет вытеснять GSM. Отраслевые аналитики предсказывают, что к концу 2005 года до 50% новых моделей телефонов будут поддерживать 3G.

Помешать планам операторов сетей третьего поколения может активное развитие технологии wi-fi, позволяющей обитателям густонаселенных деловых районов всегда находиться в зоне покрытия wi-fi сети. В результате распространения wi-fi потребность в доступе в Интернет через сотовый телефон отпадает. Производители трубок и сотовые операторы тщательно изучили потенциального противника и решили не воевать с ним, а объединить усилия. Мобильный оператор T-Mobile, компании Hewlett-Packard, Nokia, Motorola, Nortel и ряд других занялись продвижением стандарта UnlicensedMobileAccess (UMA), позволяющего пользоваться услугой беспроводной передачи данных по GSM, UMTS или WLAN сетям в зависимости от того, какой канал в конкретный момент является более выгодным и удобным. Мобильные операторы в маркетинге начинают делать упор не на технологии, а на услуге «Зачем абоненту знать, при помощи какой технологии – GPRS, UMTS или wi-fi – мы подключаем его мобильный телефон к Интернету? Мы продаем услугу, а не технологию», – говорит руководитель службы корпоративных коммуникаций T-Mobile Кристиан Шволоу.

 

 

Эльдар Муртазин, аналитик компании Mobile Research Group:

 

«Основным событием выставки стало представление моделей среднего класса со стороны различных производителей, впервые модели ценового диапазона от $200 до $300 получили максимальную функциональность. Типичный облик такой модели – 1,3 мегапиксельная камера, слот расширения для карт памяти, экран с большим разрешением, MP3-плеер, поддержка технологии Bluetooth. В 2004 году подобной функциональностью могли похвастаться всего несколько моделей, их было мало, и они резко выделялись на общем фоне. В 2005 году количество таких решений увеличивается, они начинают играть основную роль на рынке, так как данный сегмент становится основным для большинства рынков.

С другой стороны, возрастающее давление со стороны новых телефонов обуславливает снижение цены на текущий модельный ряд. Здесь пальма первенства принадлежит двум компаниям – Motorola и Sony Ericsson. Впервые уникальные решения по своей функциональности попадают в сегмент $200 – 250. За такие деньги уже доступна Motorola E398, в этот сегмент стремительно падает Sony Ericsson K700. Естественно, и тот и другой производитель планируют представить свои решения для среднего сегмента, в случае Sony Ericsson спецификации новой 500-й модели очень близки к Siemens CX75. По соотношению цена/качество модели этого сегмента становятся очень интересны. Именно такие аппараты будут задавать тон в течение ближайшего года».

 

 

Дэвид Стил, вице-президент по маркетингу подразделения цифровых технологий Samsung:

 

«Важнейшей тенденцией, определяющей развитие рынка цифровых устройств, является конвергенция. Однако мне кажутся не совсем корректными разговоры о том, будто «телефоны со встроенным MP3-плеером вытеснят с рынка собственно MP3-плееры» или что «камерофоны уничтожат рынок цифрового фото». Наша компания понимает конвергенцию несколько иначе. Мы видим три основных составляющих цифровой экосистемы: гаджеты, каналы связи, по которым они обмениваются информацией, и контент. Причем, говоря о сегменте цифровых устройств, мы имеем в виду своего рода детали «цифрового конструктора»: фотокамера, видеокамера, MP3-плеер, телефон и т. д. Из этих деталей мы собираем конвергентные устройства, ориентированные на ту или иную группу потребителей. К примеру, бюджетный пользователь, скоре всего, купит недорогой сотовый телефон и MP3-плеер на flash-памяти. Более обеспеченный покупатель может позволить себе имиджевый телефон с камерой, жестким диском и широкими бизнес-функциями. Концепция «цифрового конструктора» позволяет максимально сегментировать рынок и добиться за счет этого преимущества перед другими игроками. Что касается разговоров об «одном большом аппарате», объединяющем все портативные устройства в одном корпусе, то теоретически это достижимо, но в реальности создавать их бессмысленно. Очевидно, что одна из функций любого гаджета является первичной, и эта функция должна быть максимально качественной. В отношении вторичных функций приходится идти на жертвы. Можно объединить MP3-плеер и портативный проигрыватель DVD, но что-то останется первичным. Если это MP3-плеер, то мы должны обеспечить маленькие размеры устройства, однако тогда экран тоже придется сделать миниатюрным. Если это проигрыватель DVD, то у него будет достаточно большой экран, и использовать его в качестве MP3-плеера станет не совсем удобно. Наша цель – стать лидером цифровой конвергенции и быть первыми по всем элементам «цифрового конструктора» и создавать такие их конфигурации, которые окажутся востребованными».

Еще по теме