Top.Mail.Ru
архив

Обручальное кольцо для Внешторгбанка

Трагическая love story Внешторгбанка и Мост-банка, невзирая на козни кремлевских Монтекки и Капулетти, похоже, привела-таки к помолвке. Наблюдательный совет Внешторгбанка на прошлой неделе рассмотрел условия по приобретению акций Мост-банка у его акционеров.

Кроме того, Внешторгбанк в соответствии с соглашением, подписанным с временной администрацией "Моста" (т.е. со своими же сотрудниками - ведь ключевую роль в администрации играет зампред ВТБ Александр Поляков), прогарантировал возврат вкладов "мостовским" клиентам - физлицам. ВТБ же обязался предоставить гарантии Visa и Europay, с тем чтобы карточки Мост-банка продолжали обслуживаться в прежнем объеме. (Надо сказать, что за рубежом владельцы "мостовских" карт уже испытывают серьезные затруднения.) Таким образом, Внешторгбанк уже несет первые затраты, связанные с "Мостом". Ведь международные платежные системы наверняка потребовали увеличения "мостовских" страховых депозитов. А стало быть, ВТБ пришлось раскошелиться не на один миллион долларов. Дело в том, что каждый российский участник Visa и Europay обязательно депонирует в расчетных банках этих платежных систем энную сумму, размер которой зависит от объема его бизнеса. Поскольку Мост-банк является одним из "карточных" лидеров, величина его страховых депозитов исчисляется семизначными числами.

Так что Внешторгбанку вряд ли удастся приобрести "Мост" за "символическую плату", как это представляется некоторым сотрудникам ЦБ, раздающим анонимные интервью СМИ. Скорее всего, это не более чем PR, призванный успокоить Кремль, недовольный тем, что банк, аффилированный с государством, собирается что-то платить "системной оппозиции". Не случайно же ходят слухи о том, что под главой ВТБ Юрием Пономаревым зашаталось кресло.

На деле-то едва ли стоит мелочиться. "Мост"-то - банк не самый плохой. Персонал, технологии (особенно ритейловые), филиалы.

К тому же есть определенная вероятность, что благодаря "Мосту" - а точнее, Владимиру Гусинскому - ВТБ сможет получить самые что ни на есть живые деньги из-за рубежа. Ведь скоро представители российской еврейской общины начнут получать возмещения по программе Швейцарского фонда помощи нуждающимся жертвам Холокоста. Объем той части выплат, которая придется на Россию, может достичь сотни миллионов долларов.

Пока официально утверждается, что агентом будет Сбербанк. Но, по всей видимости, швейцарцы потребуют проведения тендера. И, учитывая отношение к "Сберу" международных финансовых организаций, далеко не факт, что учреждение Андрея Казьмина выиграет. Тем более что есть прецедент. На Украине выплаты осуществляет не банк "Ощадный" (т.е. "Сберегательный"), а Приватбанк.

И не случайно администрация президента столь активно лоббирует интересы Федерации еврейских общин России (ФЕОР), альтернативной возглавляемому Гусинским Российскому еврейскому конгрессу (РЕК). Говорят, что Юрию Лужкову чуть ли не каждый день названивают со Старой площади с требованием предоставить ФЕОРу дополнительные площади. Едва ли подчиненные Александра Волошина руководствуются исключительно национальной толерантностью. Не иначе как рассчитывают, что в момент X облагодетельствованная ФЕОР укажет швейцарцам на тот банк, который нужен Кремлю.

Однако пока Владимир Гусинский все же не утратил статус главного российского еврея. И его слово в определенных кругах все еще весомо.

Юрию Пономареву нужно только, как говорится, "день простоять да ночь продержаться". И $100 - 120 млн вместе с сотней тысяч частных клиентов у него, можно сказать, в кармане.

Еще по теме

архив
Прикаспийская впадина

Как справедливо заметил в свое время О. Генри, "обилие сладкого ведет к пресыщению". Применительно к количеству новостей об открытии и разработке углеводородных ресурсов Каспийского моря, обнародованных за последние семь-восемь лет, лучшей характеристики не придумаешь. Видимо, поэтому российские СМИ, привыкшие к многочисленным сенсациям и заявлениям о "контрактах века", заключенных в Казахстане и Азербайджане, оставили без внимания недавнюю публикацию The Washington Post, извещавшую об открытии в казахстанской части Северного Каспия "громадных" запасов нефти. Между тем это открытие может стать решающим в судьбе Каспийского моря, за которым в последнее десятилетие утвердилась репутация "второго Персидского залива" со всеми вытекающими отсюда проблемами - как геополитическими, так и экономическими.

Прикаспийская впадина