Top.Mail.Ru
архив

Восточный вирус

РОССИЙСКАЯ туристическая индустрия столкнулась в Турции с неожиданным явлением - мошенничеством в области страхования. Российские страховщики регистрируют на турецком рынке свыше 8% всех страховых обращений, в то время как другие направления дают по 1%. Убытки компаний, занимающихся страхованием выездного туризма на турецком направлении, в прошлом сезоне достигли 200%.

Страховщики, входящие в Российскую ассоциацию туристических агентств (30 страховых компаний, контролирующих более 90% рынка), попытались решить проблему с помощью руководства ассоциации. Но, переписка между РАТА и турецкими чиновниками пока особых результатов не принесла.

Тем временем наступающий сезон продолжает приносить массу неприятных сюрпризов. По рассказам туроператоров, отели навязывают туристам своих врачей, не пускают на территорию машины скорой помощи сервисных компаний, завышают цены на услуги. Более того, турецкие клиники уже сообщили страховым компаниям о повышении стоимости своих услуг в наступающем сезоне - якобы в связи с тем, что в прошлом году была недополучена запланированная прибыль от туризма.

Как заметила начальник департамента страхования путешественников компании "РЕСО-Гарантия" Ольга Арбенина, санитарно-гигиеническое состояние некоторых гостиниц оставляет желать лучшего и туристы болеют целыми группами. Причем турецкие врачи даже при обычном насморке настаивают на проведении полной диагностики организма. Это выливается для страховщиков в огромные суммы платежей. Средняя стоимость страхового случая выросла с $50 в 1997 году до $150 в 1999 году. Доходит до абсурда: один из туристов обратился к врачу отеля с просьбой дать ему лейкопластырь. Лейкопластырь он получил, но в счете, присланном в офис страховой компании, в графе "диагноз" было написано: отит - $46 и плюс лечение - $10. Кстати, в списке диагнозов первенство за отитом и лимфоденитом. Оба заболевания очень трудно диагностируется, а значит, шансов заработать на них немало. Впрочем, часто и обычный ушиб становится поводом для попадания в госпиталь, который напоминает машину для выкачивания денег из кошельков туристов. К примеру, один день лечения в кемерском госпитале был оценен турецкой стороной в $1500. Если страховщики отказываются покрыть расходы на лечение, у отдыхающего отбирают паспорт и обещают отдать его только при оплате наличными. При оплате лечения через страховую компанию турки берут с российской фирмы 17-процентный налог. Расчет твердой валютой налог автоматически отменяет.

Для сокращения убытков страховщики пытаются работать с эксклюзивными партнерами. По словам заведующей сектором отдела страхования туристов "Ингосстраха" Любови Антоновой, эта компания заключила соглашение с турецкой фирмой Remed, которая обязалась в апреле договориться с клиниками, готовыми работать по заранее установленным расценкам. Кроме того, "Ингосстрах" подготовил специальный вариант страхового полиса, где оговаривается, что никакие дополнительные расходы не оплачиваются без предварительного согласования со страховой компанией. "В итоге с нами отказались сотрудничать все кемерские клиники, - констатирует Любовь Антонова. - Но мы не пошли на компромисс и не стали оплачивать нереальные счета. Сейчас все счета, приходящие к нам в офис, редко превышают $50".

По подсчетам страховщиков, для безубыточной работы в Турции нужно, чтобы стоимость страхового полиса составляла не менее $1 в день. Действующий же тариф составляет 55 центов в сутки. Однако повышение цены полиса вряд ли обрадует туристические компании, которые не хотят обременять туристов дополнительными расходами.

Впрочем, недавно турки сами предложили выход из кризиса. Советник по туризму посольства Турецкой республики в Москве Сезаи Четинер обещал предоставить российской стороне список уполномоченных клиник, рекомендованных турецким правительством. Однако, как показывает практика, путь от обещаний к конкретике занимает в Турции немало времени.

Еще по теме

архив
Прикаспийская впадина

Как справедливо заметил в свое время О. Генри, "обилие сладкого ведет к пресыщению". Применительно к количеству новостей об открытии и разработке углеводородных ресурсов Каспийского моря, обнародованных за последние семь-восемь лет, лучшей характеристики не придумаешь. Видимо, поэтому российские СМИ, привыкшие к многочисленным сенсациям и заявлениям о "контрактах века", заключенных в Казахстане и Азербайджане, оставили без внимания недавнюю публикацию The Washington Post, извещавшую об открытии в казахстанской части Северного Каспия "громадных" запасов нефти. Между тем это открытие может стать решающим в судьбе Каспийского моря, за которым в последнее десятилетие утвердилась репутация "второго Персидского залива" со всеми вытекающими отсюда проблемами - как геополитическими, так и экономическими.

Прикаспийская впадина