Top.Mail.Ru
архив

Олигархи смогут улетать красиво

Компания "Авиа-Бизнес-Терминал" (АБТ) построила во внуковском аэропорту новые "ворота" для VIP-пассажиров. Это второй бизнес-терминал такого класса в Москве. Спонсору этого проекта компании "Внуково-Инвест" строительство обошлось в $1 млн.

Идея, которая витала в воздухе

Состоятельные люди, готовые совершать авиаперелеты на личном или специально арендованном транспорте, до недавнего времени не могли в Москве получить полную эксклюзивность обслуживания. Аэропорты предлагали таким клиентам только VIP-залы, в которых вопреки названию зачастую бывает тесновато. На посадку же "випам" вообще приходилось отправляться вместе с простыми смертными, через те же ворота. Да и таможенные процедуры проходить в порядке живой очереди.

До лета нынешнего года единственным в Москве бизнес-терминалом был "Авком" в Шереметьеве. Да и то владельцы терминала так и не смогли решить проблем с его лицензированием в Федеральной службе воздушного транспорта.

В июне открылся второй терминал такого класса. Во внуковском аэропорту его построила компания "Авиа-Бизнес-Терминал" на деньги своего учредителя "Внуково-Инвест".

Клиентам терминала предлагается возможность сделать заказ на эксклюзивный рейс в любую точку мира. В "Авиа-Бизнес-Терминал" уверяют, что способны выполнить любой заказ в течение трех часов. За это время будет зафрахтован самолет в одной из партнерских компаний (если у клиента нет собственного борта), "пробит" воздушный коридор, улажены формальности с таможней. Пассажир будет встречен прямо у трапа самолета, к которому он получит возможность подъехать на собственном автомобиле.

Партнерами "Авиа-Бизнес-Терминала" стали московская авиакомпания "Аэрофлот+" и четыре иностранных оператора бизнес-перелетов - Ferace, Streamline, Jet-2000 и Chance. В их распоряжении самолеты бизнес-класса марок Falcon, Golfstream, Challendger.

Этот проект начал готовиться еще два года назад. Тогда инвестиционная компания "Внуково-Инвест" и государственная аэрокосмическая корпорация НПО "Энергия" основали "Авиа-Бизнес-Терминал". В роли консультантов проекта согласились выступить американская Universal и европейская Jet Aviation - известные элитные авиаперевозчики.

Главная трудность, с которой столкнулись организаторы, - это отсутствие в России законодательства о мини-аэродромах и как следствие проблемы с лицензированием деятельности подобных терминалов. Чиновники пытались предъявлять к бизнес-терминалу такие же требования, как и к большому аэропорту. Тем не менее лицензию "Авиа-Бизнес-Терминалу" на деятельность в области бизнес-авиации Федеральная служба воздушного транспорта выдала в мае 2000 года.

"Деловой мир страны начинается с ее аэропорта, - считает Вячеслав Зубарев, гендиректор "Авиа-Бизнес-Терминала". - Когда западный бизнесмен попадает в Россию через такой терминал, он перестает относиться к своим российским партнерам как к аборигенам, которым неведома цивилизация".

Компания "Внуково-Инвест", которой принадлежат 40% акций ОАО "Внуково" (остальные 60% сейчас у Мингосимущества), вложило в проект свыше $1 млн с расчетом вернуть деньги через 15 лет.

Клиент созрел

Однако, похоже, этот срок удастся существенно сократить.

Плановая загрузка терминала в первые месяцы работы должна была, по предположениям руководителей "Авиа-Бизнес-Терминала", составить 30 рейсов в месяц. Но уже в июле компания отправила около 70 самолетов, обслужив более 200 человек. Через год согласно бизнес-плану предполагалось выйти на цифру в 100 рейсов в месяц. Но если темпы роста спроса сохранятся, этого количества перевозок удастся достичь гораздо раньше.

Порадовал создателей терминала отечественный бизнес. Первоначально предполагалось, что основными клиентами компании будут иностранцы. Ожидалось, что на каждых трех иностранцев будет приходиться два россиянина. Однако на сегодняшний день все наоборот: 60% клиентов, пользующихся услугами бизнес-терминала, - российские предприниматели.

В будущем "Авиа-Бизнес-Терминал" рассчитывает на расширение клиентской базы. Сегодня крупные российские компании вслед за "Мост-Медиа" и "Газпром-Авиа" приобретают собственные борты. Естественно, в качестве места обслуживания они будут предпочитать обычным аэропортам бизнес-терминалы.

Бизнес-авиарейсы в России пока явление не очень распространенное. Острого соперничества за VIP-пассажира пока нет. "Силовая конкуренция, которая стала модна в современном бизнесе, нашей отрасли не присуща, - говорит Вячеслав Зубарев. - Конечно, каких-то клиентов мы перетянули у того же Шереметьева, но, я думаю, это количество невелико и некритично для него. По нашей информации, в настоящее время в Москве строятся несколько других бизнес-терминалов. Но потенциальные конкуренты нас пока не волнуют".

"Авиа-Бизнес-Терминалу" уже удалось заполучить в постоянные клиенты такие компании, как "ЛогоВАЗ", "Медиа-Мост", "Газпром", банк МЕНАТЕП. У некоторых из этих клиентов есть собственный авиапарк.

Воздушное такси

Следующим этапом этого проекта станет ввод в эксплуатацию специального ангара для бортов, на которых летают клиенты "Авиа-Бизнес-Терминала". Маленькие самолеты не терпят стоянки на открытом воздухе, особенно зимой. Значит, с октября по апрель терминал без ангара теряет значительную долю своей привлекательности. Как рассказал Вячеслав Зубарев, "Авиа-Бизнес-Терминал" планирует "в ближайшее время" завершить строительство ангара. Возможно, он откроется уже этой осенью, после чего компания из Внукова сможет организовать техобслуживание самолетов бизнес-класса. Сейчас это еще одно слабое место отечественного авиа-бизнеса. До сих пор в России существует только одно предприятие - Внуковский авиаремонтный завод, - которое предлагает техническое обслуживание самолетов марки Falcon. Cамолеты бизнес-класса остальных иностранных марок проходят техобслуживание только за границей. "Российский клиент должен иметь возможность получать максимум услуг в России, - считает Вячеслав Зубарев. - Строительство ангара позволит нам сократить срок окупаемости терминала до пяти лет".

Чтобы сократить время, которое клиент тратит на дорогу до Внукова, руководство бизнес-терминала обсуждает с московскими властями вопрос оборудования на своей территории вертолетной площадки. Если правительство Москвы разрешит-таки устанавливать такие площадки в черте города, на дорогу будут уходить считанные минуты.

Дополнительные источники доходов "Авиа-Бизнес-Терминал" рассчитывает впоследствии получать также от организации "воздушного такси" - бизнес-перевозок на собственных бортах. Но это пока долгосрочные планы. Для их осуществления компании потребуются собственные самолеты.

Еще по теме