Top.Mail.Ru
архив

Обыкновенное чудо

"К вечеру распространилась грандиозная новость: Океания воюет не с Евразией, а с Остазией. Океания всегда воевала с Остазией". Не поручусь за точность цитаты, но примерно так в бессмертном романе Оруэлла "1984" описывалась очередная смена союзника в бесконечной войне, которую ведут между собой поделившие планету три сверхдержавы. Подобные чувства охватили российских нефтяных аналитиков 9 августа, когда из пресс-релиза компании "Сибнефть" стало известно о заключении альянса между "Сибнефтью", ЮКОСом и строительной компанией "Стройтрансгаз". Альянса, созданного для участия в инвестиционном конкурсе на покупку 85-процентного госпакета акций нефтяной компании "ОНАКО".

PR, который традиционно бежит впереди паровоза, еще до объявления конкурса разъяснял всем желающим, что в альянс по покупке "ОНАКО" войдут ЮКОС и "ЛУКойл". Такая конфигурация участников выглядела с технологической точки зрения вполне логичной: ЮКОС претендовал на добывающее предприятие "ОНАКО" "Оренбургнефть", необходимое ему для дозагрузки самарской группы своих нефтеперерабатывающих заводов; "ЛУКойл" рассчитывал получить контроль над Орским НПЗ, сидящим главным образом на казахском сырье (старый нефтепровод Атырау - Орск строился еще в предвоенные годы для транспортировки первой казахстанской - эмбенской - нефти к Орскому НПЗ, приближенному к потребителям российского индустриального Южного Урала; в последнее время используется только северный участок трубы - от сравнительно новых месторождений Актюбинской области (ныне, кстати, переданных в аренду Китайской национальной нефтяной компании CNPC). Подразумевалось, что "ЛУКойл", традиционно испытывающий нехватку перерабатывающих мощностей и к тому же имеющий СП в Казахстане (месторождение Кумколь в Кзыл-Ординской области), проявляет заинтересованность в Орском НПЗ, на котором, между прочим, начинал свою трудовую деятельность самый знаменитый оренбуржец Виктор Черномырдин.

Сведения о том, что консультации на предмет создания альянса между ЮКОСом и "ЛУКойлом" начались, появились еще в мае. О прекращении консультаций не сообщалось - именно поэтому сообщение о создании альянса с другим составом участников и вызвало такой взрыв эмоций.

По информации "Ко", консультации двух нефтяных гигантов относительно "ОНАКО" прервались около месяца назад. Информации о причинах прекращения консультаций нет, однако вполне правдоподобна версия, что, во-первых, стороны разошлись в своих оценках денежных вкладов во временно создаваемый консорциум, а во-вторых, изменилась политическая конъюнктура, согласно которой ЮКОС счел, что выгоднее будет иметь дело с влиятельной "Сибнефтью", чем с попавшим в опалу "ЛУКойлом".

Оставив пока за скобками политическую составляющую, поговорим об экономической стороне вопроса: в конце концов $425 млн, которые рассчитывает выручить государство за "ОНАКО", - достаточно серьезные деньги даже для нефтяных олигархов, и только ради текущей конъюнктуры партнерами, готовыми разделить такие затраты, не бросаются. Сырье "Оренбургнефти" действительно необходимо ЮКОСу для самарских НПЗ, и исходя из этого Ходорковский* будет добиваться контроля над оренбургским добытчиком не мытьем, так катаньем (да при существующей транспортной схеме "Оренбургнефть" и нужна только владельцу самарской группы НПЗ). Но у "Сибнефти" ясно видимого интереса к "ОНАКО" нет, если исключить замысловатый вариант поставок казахстанской нефти на Орский НПЗ по замещению: Омский НПЗ "Сибнефти" стоит первым на "трубе", по которой западносибирская нефть затем поступает на казахстанский НПЗ в Павлодаре, а навстречу этому потоку в Орск пойдет казахстанское сырье. Более реалистичным кажется вариант дозагрузки все того же Омского НПЗ "Юганскнефтегазом" - основной сибирской "дочкой" ЮКОСа; поэтому "Сибнефть" вступила с ЮКОСом в альянс. Такой сценарий может означать, что операция "Сибнефти" по установлению контроля над "Пурнефтегазом" ("дочкой" "Роснефти", географически приближенной к "Ноябрьскнефтегазу" Абрамовича) окончательно провалилась, так как именно "Пурнефтегаз" всегда рассматривался в качестве потенциальной жертвы агрессии со стороны "Сибнефти" - компании, так же как и ЮКОС, избыточной по перерабатывающим мощностям благодаря высокой производительности своего единственного, но самого лучшего в России НПЗ в Омске. ЮКОС до сих пор отвергал свою заинтересованность в Орском НПЗ, заявляя, что его перерабатывающие мощности и без того избыточны; в новом составе альянса ЮКОС, учитывая его хорошие связи с CNPC, сможет предложить в качестве хозяина Орского завода свои услуги китайцам, с которыми у ЮКОСа существует договор на поставку по железной дороге 1 млн т сырой нефти; сейчас это сырье поступает с сибирских предприятий входящей в ЮКОС Восточной нефтяной компании. В общем, как ни крути, а объективнее всех в "ОНАКО" (хоть по частям, хоть целиком) заинтересован ЮКОС. Неужели "Сибнефть" и тем более "Стройтрансгаз" согласились на участие в альянсе только за красивые глаза Михаила Ходорковского?

Вообще контора с невыразительным названием "Стройтрансгаз" заслуживает большей известности, нежели та, которой она пользовалась до сих пор. Формально независимый от "Газпрома" (газовый монополист владеет менее чем 1% ее акций), "Стройтрансгаз" выполняет строительно-монтажных работ для газовиков ежегодно на $1 млрд. В узких кругах компания "Стройтрансгаз" известна как карманная структура ближайших родственников руководства "Газпрома": утверждается, что ее акционером якобы является дочь Рема Вяхирева Татьяна (в замужестве Дедикова), одним из вице-президентов компании работает сын Виктора Черномырдина, а в целом контрольный пакет "Стройтрансгаза" принадлежит аффилированным с руководителями "Газпрома" фирмам. У самого "Стройтрансгаза" тоже есть пакет (около 4%) акций "Газпрома", доставшийся якобы всего за $2,3 млн - весьма странная форма взаимоотношений между подрядчиком и заказчиком. Их-то, с таким-то счастьем, зачем понесло в компанию Абрамовича и Ходорковского?!

Наиболее реалистичной представляется следующее распределение ролей внутри вновь созданного альянса. "ОНАКО" нужна одному Ходорковскому, но он хочет разделить с кем-нибудь затраты на приобретение. Абрамович знает, где взять на это деньги, и находит их в родственном "Газпрому" "Стройтрансгазе". "Газпром" в очередной раз тривиально наклоняют, как это уже происходило, например, в 1996 году при приобретении 30% акций НТВ, являющихся ныне предметом громких разбирательств между Гусинским и кредиторами. Наклоняют в обмен на некие уступки руководству "Газпрома" - скорее всего, на временные гарантии неприкосновенности и невмешательства государства во внутренние дела монополии. Вы сомневаетесь, что Абрамович может давать такие гарантии? Значит, вы не знаете Рому...

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме