Top.Mail.Ru
архив

Остров везения

В РЕШАЮЩУЮ фазу входит реформирование угольной отрасли Сахалинской области. Разработанная и принятая правительством в прошлом году программа предусматривает реструктуризацию угледобывающих предприятий и направление их деятельности как на внутренний, так и на внешний рынок. В ходе поездки министра путей сообщения, руководителя межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов Николая Аксененко на Сахалин основное внимание было уделено реформе главного добывающего района - Углегорского.

В отличие от других районов добыча в Углегорске считается достаточно перспективной. Однако, несмотря на это обстоятельство, многие предприятия региона находятся в кризисном состоянии. В свое время угледобывающие предприятия области создавались для удовлетворения местных потребностей. Но в силу ряда экономических причин уголь сейчас завозится на остров с материка, что ограничивает деятельность местных предприятий. Еще одной причиной являются хронические неплатежи. Так, энергетики задолжали сахалинским угольщикам более 200 млн руб. Сахалинская администрация пыталась решить эти проблемы самостоятельно. Благодаря трехкратному сокращению персонала и заметному снижению себестоимости добычи угля в регионе большинство предприятий смогли стабилизироваться. Однако существующих темпов роста - 8% в 1999 году - явно недостаточно. Хотя предприятиям удалось перейти на самоокупаемость и полностью отказаться от дотирования, местные углекомпании не в состоянии наращивать объемы добычи.

Свертывание добычи крайне невыгодно региону. Высокие цены на завозимое сырье с материка приведут к росту цен на электроэнергию. При нынешнем уровне потребления угля в регионе (доля угля в потребляемом топливе составляет 53%, а в электронергетике доходит до 74%, в то время как в России всего 27%) рост цен может иметь катастрофические последствия. Именно поэтому для региона так важно производить топливо на острове, а не завозить его по завышенным ценам с материка. Тем не менее сейчас из-за дефицита транспортных возможностей острова (паромная переправа Ванино - Холмск в настоящее время работает на половину своей мощности) вполне реально маячит опасность нехватки топлива на нужды региона.

Для решения этих проблем на Сахалин прибыла комиссия под руководством Николая Аксененко. Правительственные эксперты сделали упор на решении нескольких базовых проблем: увеличении производства угля для самообеспечения региона и создании экспортных возможностей, а также оптимизации и улучшении состояния транспорта острова.

Для этого предлагается объединить ряд добывающих предприятий в холдинг, в который войдут администрация региона, АО "Угольная корпорация Сахалина", "Сахалинподземуголь" и Сахалинская железная дорога. Одним из его основных участников станет Министерство путей сообщения, которое, со своей стороны, обеспечит финансовую поддержку и решит транспортную проблему.

МПС и администрация региона готовы финансово поддержать угольные предприятия Сахалина на сумму более 191,5 млн руб.: 40 млн руб. из них предоставляет МПС, а остальная сумма поступит из средств местных внебюджетных фондов. Это уже не первая помощь МПС угольной отрасли. Ранее железнодорожники предоставили угольщикам значительные льготы на транспортировку угля. За счет этих и других мер администрация Сахалина рассчитывает из импортера твердого топлива стать его экспортером.

Кроме того, в ближайшее время предполагается закончить сооружение специализированного углепогрузочного терминала в сахалинском порту Шахтерск с пропускной способностью до 1000 т угля в час. В перспективе рассматривается возможность строительства туннеля под Татарским проливом, который соединит остров и материк. "Сейчас идет подготовка ТЭО по строительству туннеля. Его создание финансируется со стороны МПС, так как в этом заинтересованы очень многие регионы России. Строительство туннеля выгодно Хабаровскому краю, Амурской области, Приморью, Сахалину и многим другим регионам", - заявил Николай Аксененко. Фактически же предлагается самый выгодный и безопасный вариант транспортной связи Сахалина с материком. В реализации этого проекта заинтересованы не только субъекты РФ, но и зарубежные инвесторы. Планы МПС этим не ограничиваются. Если в будущем удастся построить мост между Сахалином и японским островом Хоккайдо, транспортный путь может стать одним из самых интересных и эффективных путей транспортировки грузов между Центральной Европой и странами Юго-Восточной Азии.

Еще по теме

архив
Приключения иностранцев в РАО "ЕЭС"
ФКЦБ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛА, что "скелет в шкафу" самого популярного эмитента российских актов - РАО "ЕЭС России" никуда из шкафа не делся и ждет, когда на него обратят внимание. Игорь Костиков, глава ФКЦБ, прокомментировал ситуацию с принятым в 1998 году старым составом Госдумы законом, ограничивающим возможность иностранным акционерам владеть более 25% акций РАО. ФКЦБ заявила, что необходимо создать систему, позволяющую контролировать суммарную долю иностранцев в РАО. Часть бумаг находится в формальной собственности Bank of New York и связана обязательствами в виде ADR, часть принадлежит иностранным компаниям напрямую, а часть обращается на фондовом рынке. По этой причине выяснить, кто конкретно ими владеет в текущий момент, просто невозможно. Предложение роковым образом совпало с депутатским запросом Геннадия Зюганова в Мингосимущество о том, выполняется ли злополучный закон. В результате на фоне предстоящего собрания акционеров РАО и возможного ареста акций энергетической компании, депонированных "под ADR" Bank of New York, возник скандал, закончившийся бурным обсуждением в банковском комитете Госдумы.
Приключения иностранцев в РАО