Top.Mail.Ru
архив

Оцифрованная «птичка»

На рынке фототехники в России преобладают аналоговые камеры.

Цифровые технологии пытаются «похоронить» пленку, но едва ли они смогут сделать это в ближайшие годы. Пока что «цифра» лишь внесла сумятицу в позицию крупнейших игроков. До последнего времени российский рынок был поделен между несколькими японскими компаниями. Теперь к традиционным производителям фотоаппаратов пытаются присоединиться «компьютерные варяги».

 

Ящик с дыркой

Именно это нехитрое устройство было прообразом всех предлагаемых ныне на рынке фотографических аппаратов, будь то сверхдоступная «мыльница» или же навороченная цифровая «зеркалка» с астрономическими нулями на ценнике.

В аналоговой технике начальная ступень представлена в основном дешевыми P&S (Point & Shoot) камерами с пластмассовыми линзами («мыльницами») по цене не выше $60. Покупатели этой техники – неискушенные новички и «случайные» любители с низкими доходами.

Вторая ступень – это качественные P&S камеры за $60 – $350. Оптика у них серьезная, механика надежная, набор сервисной электроники расширен. Это уже не «мыло», а удобная машина для ровной, стабильной по качеству любительской съемки. Реальная конкуренция между мировыми производителями начинается именно с этого сегмента. Потребители этого товара различны, но в основном представлены любителями.

Средний класс – это передовая линейка P&S и зеркальные камеры SLR для продвинутых любителей. Эти потребители уже переросли вторую ступень по «художественным» и техническим соображениям либо по соображениям престижа. Цена за такую технику может колебаться в пределах от $250 до $600 и более.

На верхушке пирамиды – техника, переходящая из разряда потребительских товаров в разряд «производственного оборудования». Цена на товар здесь несравнимо выше, а технические характеристики рассчитаны на профи. Камеры подобного класса с объективом стоят от $1000. High end профессиональной техники – это топ-камеры, один корпус которых без оптики может стоить более $1500, а цена комплектующей оптики варьируется от $600 до нескольких тысяч долларов.

Особняком стоит относительно новый формат – APS (Advanced photo system). Пленка APS находится в специальной кассете. Это позволяет существенно упростить процесс зарядки камеры и заметно уменьшает ее размер. Однако камеры формата APS в России продаются плохо из-за очень низкого спроса на них, что объясняется отсутствием развитой сети мини-лабораторий по проявке пленок APS. По этой причине ни один из производителей мировых брэндов не проявляет к этому сегменту российского рынка серьезного интереса

Эта классификация сложилась на рынке аналоговой техники. Но и рыхлый еще недавно рынок цифровых камер, «мужая», быстро структурируется, повторяя контуры рынка аналоговой техники. Здесь есть несколько малосвязанных сегментов, разница между которыми условно определяется цифровым разрешением получаемых изображений. Это камеры с разрешением меньше 2 млн пикселей (цена – от $150 до $700); с разрешением от 2 млн до 4 млн пикселей ($600 – $1600) и, наконец, полупрофессиональные и профессиональные камеры (в том числе зеркальные) с разрешением более 3 млн пикселей (от $1600 до $20 000). Последние, как правило, отличаются изысканной механикой, более высоким качеством изображения и широким спектром оптики и аксессуаров. Цена же самых дорогих средне- и крупноформатных Top-DC (от 40 млн до 130 млн пикселей) может доходить до $50 000.

 

Горячие японские парни

Основные мировые производители фототехники – Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax конкурируют по-японски сдержанно. Российский рынок между ними поделен мирно, но не без восточной «хитринки». Первый среди равных в России (впрочем, как и в Европе) – Canon. По данным дилеров Canon, почти 45% всех фотолюбителей в мире в пленочном сегменте пользуются фототехникой Canon. Canon удерживает лидерство уже давно, хотя в последние два года удельная доля компании «корректируется» напором конкурентов, усиливших внимание к российскому рынку.

Наиболее уверенно Canon лидирует в секторе профессиональных аналоговых камер и зеркальных SLR. Такая ситуация сложилась еще в конце 80-х, и сейчас на долю Canon приходится около 40% мировой продажи «зеркалок». В России при формировании нынешнего рынка доля Canonбыла еще больше. Объясняется все тем, что именно инженеры Canonво многом сформировали техническую концепцию современной зеркальной камеры.

По словам менеджера московского представительства Canon North-East Oy Олега Шишкова, модели профессиональных SLR-фотокамер Canon с предлагаемой к ним линейкой из более чем 50 объективов покрывают более 50% российского рынка в сегменте профессиональной техники для 35-миллиметровой пленки. Компания считает себя лидером и по продажам одной из наиболее быстро развивающихся групп фотокамер – любительских зеркальных SLR.

В группе P&S камер Canon незначительно уступает компаниям Pentax и Olympus. В этом сегменте Canonпредставлена линейкой моделей Canon Prima, нижний уровень которой включает в себя экземпляры, приближающиеся по цене к «мыльницам», но все-таки со стеклом, а не cпластмассой в оптике.

«Японец № 1» наращивает свое присутствие и в группе цифровых камер. Расширяя модельный ряд, компания Canon выдвинула в каждом классе цифрового рынка такие «хиты», как Digital IXUS, Power Shot G1 и EOS D30.

Единственный сегмент, в котором Canon фактически не представлена, – это дальномерные камеры, принципиально компанией не производимые. Впрочем, этот «ренессансный» эксклюзив с корпусом как минимум от $1000 имеет по определению ограниченный рынок, в основном покрываемый брэндами Contax (принадлежит японской Kyocera) и Leica.

Nikon – второй наиболее известный в России брэнд. И дело не только в не забытой еще традиции советских времен, когда профессиональная фотожурналистика – ТАСС, АПН, редакции центральных газет – была укомплектована в основном продукцией Nikon. Дело еще и в эффективном маркетинге: вся линейка зеркальной техники этой компании и сегодня четко скорректирована и сбалансирована с учетом спроса. «Наш единственный серьезный конкурент в группе аналоговых зеркальных любительских камер – это Canon. Затем идут Minolta и Pentax, – считает глава представительства Nikon-Svenska в России Василий Бурмистров. – Однако с появлением Nikon F-65 и F-80 наши позиции значительно укрепились». В сегменте же профессиональных аналоговых моделей (таких, как Nikon F-5, F-100, F-90X), по утверждению Бурмистрова, Nikon и Canon делят рынок приблизительно поровну.

В области цифровых технологий представителям Nikon ситуация видится несколько иначе. «Основным нашим конкурентом на российском рынке любительских компактных цифровых камер (как и компактных аналоговых) является Olympus. У Olympus, несомненно, большая доля рынка благодаря значительным вложениям в брэнд и широкой линейке продукции, – утверждает Василий Бурмистров. – Canon в этом сегменте пока отстает, хотя и старается выйти в лидеры. В какой-то степени в цифровом сегменте мы соперничаем и с Casio, но только в секторе относительно дешевых камер. На рынке цифровых «зеркалок» среди наших главных соперников – Canon, а уже затем Olympus. При этом наша модель D1 не имеет конкурентов в этой нише». Эти заявления отчасти подтверждаются и независимыми источниками. Так, цифровую камеру Nikon Coolpix 990 в верхней части ценового сегмента $800 – $1000 Technical Image Press Association признала лучшей камерой 2000 года. А камера D1 признана ассоциациями EISA (European Imaging and Sound Association) и той же TIPA лучшей зеркальной «цифрой» 2000-го.

У Nikon тоже есть своя «ахиллесова пята» – сегмент P&S камер. Nicon учитывает стабильно высокий спрос на компакт-камеры, но занимает в этом секторе рынка скромное место, поскольку не предлагает достаточно широкого и сбалансированного ассортимента, «выезжая» на своем повсеместно почитаемом брэнде.

И напротив – Pentax, Olympus и Minolta увереннее всего чувствуют себя именно в сегменте техники для продвинутого любителя. Здесь безусловными лидерами являются Olympus и Pentax. Minolta же особенно блистает в разделе любительских зеркальных камер. Nikon держится на почетном пятом месте.

 

Разбор полетов

Участники рынка по-разному оценивают ситуацию, сложившуюся на российском рынке. В московском представительстве Canon полагают, что общая картина «замутнена» множеством компакт-камер сомнительных «брэндов», не продаваемых в Европе. Тем не менее в офисе Canonсчитают, что лидерство Canon по объемам продаж неоспоримо. Вторыми по этому параметру они признают Olympus. В 2000 году, полагают в Canon, рынок рос быстрыми темпами. «Особенная динамика наблюдалась в секторе цифровых камер: и в смысле развития технологий, обновления модельного ряда, и в смысле роста продаж», – отмечает Олег Шишков.

В представительстве Nikon этого утверждения не опровергают – при том, что аналоговая техника остается здесь в числе приоритетных. По данным Василия Бурмистрова,, примерная доля Nikonна российском рынке в «поштучном» выражении такова: по цифровым и зеркальным камерам 10 – 15% (при этом по «цифре» в деньгах 20 – 25%). Эти две группы продуктов Nikon считает стратегически важными.

У рынка фототехники есть несколько специфических особенностей. Здесь нет достаточно четкой товарной классификации, но встречается большое количество близких решений у разных производителей за одни и те же деньги. Рынок между производителями поделен давно, и раздел этот очень устойчив. По словам независимого эксперта Дениса Зуева, «исключением является «цифра»: ее рынок фактически только формируется и потому весьма динамичен. Стандарты на «цифровом» рынке еще не устоялись, здесь много новых игроков, которые «вкачивают» в этот сектор огромные деньги».

Интересен рейтинг производителей с точки зрения операторов рынка. Российские продавцы подтверждает незыблемое лидерство японской «горячей пятерки» и отмечают продукцию японской же Kyocera (брэнды Contax и Yashica). «В количественном отношении доминируют Canon и Pentax, – утверждает специалист по продажам торгового центра «Новый Колизей» Олег Белкин. – Первый – за счет сильно раскрученного имиджа (у Canonбыли серьезные финансовые вложения в рекламу в России) и очень технологически насыщенных младших моделей, а второй – за счет удобных аппаратов». Отставание Pentax, пока еще медленно увеличивающей свою долю на российском рынке, специалисты склонны объяснять слишком поздним приходом этого брэнда в Россию.

По мнению Олега Белкина, при всей внешней чинности конкуренция указанных выше производителей с приходом «цифры» стала жестче. В России это нередко приводит к снижению цен, так как по-настоящему цивилизованно торговать многие еще не научились. «В итоге порой складывается парадоксальная ситуация: на фоне возрастающего спроса оборот растет, а прибыль торговцев падает», – заключает Олег Белкин.

 

Направление главного удара

Основная интрига последних двух лет – цифровые технологии. Акцент большинства фирм-производителей смещается сегодня именно в эту сторону. Уже сейчас в «цифре» можно получить сравнимые с пленкой результаты. Весь вопрос в цене. Серьезная «цифра» – это серьезные деньги. Но любая новая и поначалу дорогая технология рано или поздно начинает дешеветь. Цифровая зеркальная камера, стоившая два года назад от $10 000, теперь продается по цене от $3000. Рынку традиционных камер «цифровой» бум не сулит ничего хорошего. Однако, по мнению специалистов, «цифра» вряд ли полностью вытеснит пленку в ближайшее время. «Повторяется история с черно-белой фотографией, – поясняет Денис Зуев. – Бурное развитие цветной фотографии вкупе с распространением компакт-камер и сети мини-лабораторий не вытеснило черно-белую фотографию, а превратило ее в изысканный эксклюзив. Так же и с рынком аналоговой фототехники: при неизбежной сдаче позиций скорого вымирания пленки тем не менее не произойдет».

На рынок цифровых камер рвутся сейчас многие, но длительные перспективы смогут обеспечить себе прежде всего большие компании с соответствующим производственным и исследовательским потенциалом. Среди них, по мнению Олега Шишкова, наряду с представляемой им Canon окажутся также Olympus, Nikon, Fuji, Kodak. Присоединиться к этим фотобрэндам спешат крупные фигуры, пришедшие с компьютерного рынка, – Epson, HP и Samsung (уже не первый год выпускающая камеры и ведущая достаточно агрессивную рекламу). Производители, таким образом, тоже делятся на два лагеря – «традиционалистов» и «варягов». И это уже «интрига в интриге».

Динамика продаж цифровой техники впечатляет. У Nikon, к примеру, в 2000 году на долю цифровых камер пришлось более 43% от всех продаж в России – по сравнению с 1999 годом их продажи в денежном выражении выросли в 8 раз. Но, по мнению Василия Бурмистрова, «цифра» аналоговую зеркальную технику не вытесняет: во-первых, из-за дороговизны цифровых камер, а во-вторых, из-за чрезвычайно высокой цены качественной печати. К тому же сеть соответствующих лабораторий не развита. Вернее, сеть этих лабораторий растет, но качество услуг и их доступность пока еще оставляют желать лучшего. Тем не менее Nikon планирует в 2001 году в два раза увеличить объемы продаж цифровых камер в России.

В перспективе ставку на цифровые камерысобирается сделать Canon.

Судя по сделанному в январе, заявлению президента компании Canon North East Oy Ханса Викстрема, что в не столь далеком будущем компания переориентируется на выпуск цифровой аппаратуры.

 

Виды на урожай

Операторы рынка ожидают, что в 2001 году рынок вырастет на 5 – 10%, в том числе будет неуклонно увеличиваться и процент продаж цифровых камер. Вообще рынок этот до недавних пор (пока не появилась «цифра») не был склонен к взлетам и падениям, чем и был хорош. Теперь же в «Новом Колизее», например, хоть и не склонны переоценивать возможности «цифры», но готовы увеличить продажи цифровых камер в три раза в течение одного месяца, чего с обычными камерами, по признанию Олега Белкина, сделать уже невозможно.Не ожидают серьезных изменений на рынке зеркальных камер и в Canon. Здесь считают, что «пятерка» лидеров в целом сохранит свои позиции, а средняя цена зеркальных камер будет постепенно повышаться.

Мнение Nikon во многом совпадает с подобной оценкой. В Nikon также рассчитывают на рост рынка компактных фотокамер, и особенно рынка цифровой техники. Но в отличие от Canon здесь пока еще не склонны выносить столь решительных вердиктов в отношении аналоговой техники и производство зеркальных и компактных пленочных фотокамер признают перспективным, поскольку спрос на данную продукцию будет существовать еще очень долго.

Еще по теме