Top.Mail.Ru
архив

Озверевшие обыватели

В последнее время от лица правительства, в первую очередь самим Евгением Максимовичем Примаковым, сделан ряд заявлений, которые должны продемонстрировать чрезвычайную заинтересованность России в привлечении иностранных инвесторов. Заявления эти выглядят, с одной стороны, вполне сенсационно, поскольку содержат предложения, которые не снились даже разного рода гайдарам и чубайсам: например, разрешить иностранным банкам открывать номерные анонимные счета для российских клиентов. Но при этом все время говорится о том, что нам нужны не спекулятивные инвестиции в финансовый сектор, как это было раньше, а прямые инвестиции в промышленность и в сельское хозяйство. Вдобавок ко всему, делается вид, что правительство не понимает, что ставить условия инвестору, куда ему инвестировать, может только страна, гарантирующая абсолютную стабильность и огромную эффективность вложений. У нас любят кивать на Китай, так вот это касается именно Китая. Публичные действия по отношению к бывшим портфельным инвесторам, потерявшим деньги на нашем дефолте, импульсивны и маловразумительны. Совершенно непонятно, что правительство хочет этим показать. Сами по себе утвержденные условия реструктуризации ГКО/ОФЗ, возможно, довольно приемлемы. Однако клуб кредиторов раздражают, во-первых, уже объявленные льготы для российских держателей ГКО, которые нарушают главный принцип рынка - равенство внутренних и внешних игроков. Второй и самый главный раздражитель - отсутствие диалога как такового. Правительство почему-то пытается навязать кредиторам условия, которые в принципе вполне можно было бы обсуждать. Такое впечатление, что наши экономические ведомства неспособны договориться между собой, и поэтому старший начальник просто фиксирует первую попавшуюся позицию.

Недовольство портфельными инвесторами объявляется базовой дикостью господствующей ныне идеологией. Товарищи созрели, они считают, что иностранные инвестиции уже нужны, полезны и даже необходимы. Они готовы даже обеспечить иностранцам возможность репатриации значительной части прибыли. Однако при этом они уверены в необходимости самим определять, какие инвестиции полезны, а какие вредны, и касается это не только иностранных инвесторов, но и внутренних. И в этом их якобы убеждают весь предыдущий расцвет и крах спекулятивного финансового рынка. Товарищей нет возможности убедить - во всяком случае, в ближайшее время, - что этот расцвет и логически неизбежный крах были вызваны именно государственным регулированием, т.е. колоссальным насилием над финансовой и денежной системами. Для них регулируемый рынок - это когда, не побоимся этого слова, частные собственники вкладывают деньги и зарабатывают там, где вкладывать и зарабатывать велено регулировщиком. Стихийный протест против финансового рынка, т.е. против свободного рынка капитала, - это, перефразируя бывшего классика, «стихийный протест обывателя, озверевшего от ужасов псевдомонетаризма».

Что касается иностранных инвесторов, то особенно умиляют восторги по поводу того, что капитал, вложенный в реальный сектор, никуда из страны не убежал. Куда он убежит-то с подводной лодки? Промышленные активы, в которые вложены деньги инвесторов, практически ничего не стоят, они неликвидны, а убежать можно, только побросав имущество и запалив брошенные склады, как сербы из Сараева. Заметьте, что даже с рынка ГКО иностранцы ушли не тогда, когда рынок начал очевидно рушиться, а когда после порции срочной финансовой помощи от МВФ рынок немножко поднялся и появилась возможность вывести с него хоть какие-то средства.

Что касается идеи воспитания иностранных инвесторов в любви к реальному сектору, то здесь очень показателен опыт стран Юго-Восточной Азии, ставших жертвами кризиса. Страны, которые ответили на удар максимальной открытостью экономики и наиболее ответственной денежной политикой, уже сейчас выглядят гораздо лучше, чем те, что обиделись на мировую финансовую систему, на спекулятивных инвесторов, на глупый МВФ и международный сионизм. Примером последних являются Индонезия и особенно Малайзия. Напротив, меньше всех пострадали Филиппины и Таиланд, а Сингапур - тот просто получил шансы выиграть конкуренцию за лидерство в регионе у Гонконга, который все глубже увязает в колее китайского экономического «регулирования». При этом главным назиданием человечеству, иллюстрацией порочной самонадеянности могут стать именно экономические монстры региона - Китай и Япония. Чудесная японская экономика, согнувшаяся под тяжестью плохих кредитов и низколиквидных инвестиций, не торопится извлечь из этого кризиса соответствующих уроков. Японская антикризисная программа стоимостью $190 млрд направлена на, как у нас любят выражаться, точечные инвестиции (как внутри страны, так и во всей Юго-Восточной Азии) в надежде возбудить необходимый экономический рост. Деньги есть - ума не надо. Япония обладает крупнейшими в мире валютными резервами. Очевидно, отрезвление может наступить только тогда, когда с этими резервами начнутся проблемы. Что касается Китая, продолжающего стимулировать масштабный рост, то неизвестно, сколько еще продержится китайская экономика под тяжестью огромных дутых инвестиций и нереализованных масс товаров. Однако до сих пор именно этот экономический опыт является вдохновляющим примером для нынешних наших экономических правителей. И в первую очередь как опыт привлечения иностранных инвесторов.

В России отсутствует политическая стабильность. Левые, представляющие себя как социальную базу нового кабинета, неспособны удержаться, чтобы не напугать инвестора зоологическими выкриками и не поощрять отдельные группы населения к актам экономического шантажа и вредительства. При этом правительство, одной рукой поглаживая потенциальных инвесторов по загривку, другой громко стучит по столу. Если иностранный инвестор - это девица, которую надо привлечь к сожительству, то существуют две принципиально альтернативные политики: девушку надо либо обаять, привлечь, понравиться ей и завоевать ее доверие - т.е. возбудить в ней если не любовь, то сексуальный интерес, - либо девушку надо обездвижить и изнасиловать. Правительство колеблется, выбирая среднюю линию - центристскую. Девушку грозятся обездвижить, но при этом не насиловать, а наоборот, привлечь достоинствами. Задача интересная, хотя и трудная, поэтому правительство ничего конкретного в этом направлении не делает, а только думает (причем думает вслух) над конкретными механизмами реализации своего центристского варианта. Есть мнение, что думает оно напрасно, потому что вслух. Скорее всего, девушка не даст себя обездвижить - вне зависимости от дальнейших радужных перспектив.