Top.Mail.Ru
архив

Пациент реанимирован

Отечественный компьютерный рынок наконец ожил. Но уже в новом качестве - его жизнедеятельность стараются обеспечить теперь западные вендоры, так как российские сделать это не смогли.

Осенью 1999 года российский компьютерный рынок заметно оживился. Сезонный рост продаж происходит всегда, однако его темпы сегодня превосходят все прогнозы и ожидания. Хотя объясняется все в принципе просто: конец года, "проблема 2000", постепенная послекризисная стабилизация. "Осенью 1999 года спрос на продукцию по сравнению с началом года существенно вырос, - констатирует директор компании "Инел" Сергей Швец. - Связано это с приближением 2000 года, традиционным сезонным оживлением и отложенным спросом на компьютерную техниику, который накопился за время, прошедшее после августовского кризиса".

Технический директор ISM Computers Артур Рубанович утверждает, что "ситуация на компьютерном рынке сейчас стабильная". Такого же мнения придерживаются большинство сборщиков и рыночных аналитиков. Расходятся они только в одном: западные аналитики считают, что рынок поднялся даже выше докризисного уровня, а сборщики в оценках более сдержанны. Согласно данным International Data Corporation (IDC), общий объем российского компьютерного рынка вырос за год (с третьего квартала 1998 года) на 70,4% (см. диаграмму 1), что равносильно превышению докризисного уровня. А директор по маркетингу компании "Валга" Александр Стариков утверждает, что "обороты сейчас плавно приближаются к уровню июля 1998 года. Но на докризисном уровне они еще не восстановились". Ему вторит Сергей Швец: "Объем потребления компьютерной продукции на российском рынке к концу 1999 года в 1,5 - 2 раза меньше, чем он был в 1997 году".

Скорее всего, причина расхождения оценок в том, что за последнее время доля российских вендоров на рынке сократилась. Усилили свои позиции иностранные производители, объем сбыта которых учитывается в исследованиях IDC. Так, за прошедший год Hewlett Packard (HP) увеличила свою долю в России с 3,7% до 6,9%, а объемы поставок HP возросли на 220,3%. Не менее впечатляющие показатели у Compaq - 4,3%, 4,9% и 95,2% соответственно. В результате иностранные производители заняли лидирующие позиции на российском рынке: HP сейчас на первом место, а Compaq на третьем (см. диаграмму 2).

Западные компании принялись реанимировать российский рынок, увидев немощность местных участников. Ведь многие некогда крупные российские сборщики уже давно не отличаются большой активностью. Почти отошли от дел известные некогда компании "Вист", CLR, Asbis - им на смену пришли хоть и более мобильные, но не столь крупные фирмы. По словам Артура Рубановича, "средние компании, похоже, начали сейчас теснить крупных производителей". Среди активно работающих компаний - Kraftway, "Кит", ISM, "Инел", "Аквариус", "Валга". Остались на рынке и некоторые "динозавры" - R&K, R-Style, "Формоза". Правда, им пришлось поумерить свой пыл, и теперь инициатива уже не в их руках.

Как бы ни были мобильны и хороши отечественные мелкие компании, они все равно проигрывают по своим финансовым и кадровым возможностям крупным иностранным вендорам.

Пытаясь изменить ситуацию в свою пользу, многие именитые отечественные сборщики все как один ринулись внедрять новые, но до боли похожие друг на друга маркетинговые стратегии. "Формоза" не так давно вывела на рынок новый брэнд - домашний компьютер TEEN. R&K занялась продвижением компьютеров через существующие сети бытовой электроники и по дилерским каналам компании Dealine. R-Style подобно "Формозе" начала продавать компьютеры под новой маркой Carbon. Александр Стариков комментирует сложившуюся ситуацию следующим образом: "Многие сборщики создают некий универсальный брэнд, который можно продавать через существующие розничные сети (в том числе и сети конкурентов), так как в случае падения спроса свернуть часть производства быстрее и дешевле, нежели закрыть свои магазины".

За "динозаврами" ринулись и менее именитые российские вендоры, не желавшие упускать шанс отхватить кусок послекризисного компьютерного рынка. Только пошли они не по пути оптимизации сбыта, а по пути расширения, дабы составить полноценную конкуренцию более "взрослым" коллегам. Компания "Кит" недавно создала дилерское подразделение. "Инел" углубляет сотрудничество с вендорами и, по словам Сергея Швеца, развивает дистрибуторское подразделение. У "Валги" еще более масштабные планы - она открывает два компьютерных клуба и сервисные центры, активизирует работу в корпоративном секторе, развивает Интернет-торговлю и системную интеграцию.

Но, как бы ни старались наши вендоры, вытеснить с российского рынка западных производителей им вряд ли удастся. Скорее всего, упрочить свои позиции россияне смогут лишь за счет более слабых соотечественников (см. диаграмму 2). И тогда среди российских компьютерных компаний снова появятся крупные игроки. Но произойдет это не слишком скоро.

Наступление западных компаний продлится как минимум до середины будущего года. Этому прежде всего будут способствовать политические факторы. "Перед выборами бюджет нуждается в деньгах, - делится мнением Александр Стариков. - В связи с этим сейчас сильно активизировались фискальные органы. А крупным российским компаниям труднее других противостоять налоговому прессингу".

Поэтому по крайней мере до президентских выборов рассчитывать на серьезные изменения рынка не стоит. Скорее всего, на нем по-прежнему будут доминировать компании среднего звена.

Западные вендоры, конечно, лучше защищены от произвола российских властей, но и иностранным компаниям перед президентскими выборами придется несладко. Значительная часть бюджетных ресурсов в первой половине следующего года будет направляться не на развитие информационных технологий, а на выборные нужды. "Инвестиции в экономику и автоматизация производства будут приостановлены до тех пор, пока страна не определится с новым экономическим курсом, - говорит Сергей Швец. - Ничего хорошего продавцам оборудования для государственных структур не сулит и необходимость погашения задолженностей перед внешними кредиторами".

Еще по теме