Top.Mail.Ru
архив

Пациент скорее жив

 

Участники рынка системной интеграции сходятся во мнении, что прошлый год показал уверенный рост продаж ERP-проектов, но речь идет о динамике в единицы процентов. Редкие оптимисты говорят о цифрах чуть выше 10%. Один из факторов роста – «разморозка» внедрений, приостановленных в 2008-м. Владимир Вертоградов, коммерческий директор компании «НОРБИТ» (ГК «ЛАНИТ»), говорит: «Фактически основным двигателем рынка в прошлом году был отложенный спрос, далеко не все компании нормально пережили кризис, что повлияло на сокращение числа клиентов для ERP-систем в целом».
Кирилл Бурлюк, директор департамента бизнес-приложений «Ситроникс Информационные технологии» в России, также отмечает, что сейчас рост рынка ERP происходит в основном за счет «тюнинга» функционирующих систем крупных предприятий, использующих эти решения уже много лет. При этом наращивание функциональности реализуется за счет информационно-аналитического обеспечения бизнеса, необходимого для грамотного управления процессом производства товаров и услуг, экономического анализа и принятия управленческих решений. «Мы делаем серьезную ставку на решения для управления эффективностью бизнеса (EPM) и, исходя из своего опыта, можем утверждать, что они востребованы и как самостоятельное решение, и как расширение функциональности уже существующей ERP», – подчеркивает эксперт.
Одним из «громких» проектов прошлого года, по мнению Бурлюка, является начало работ по внедрению ERP-системы SAP в АНК «Башнефть». Алексей Аникин, управляющий консультант подразделения бизнес-сервисов IBM в России и СНГ, называет в качестве значимого внедрение в «Северстали». По его словам, 2010 год был значительно лучше, чем 2009-й, рынок стал восстанавливаться. «Стартовали (или были продолжены) несколько крупных отложенных проектов – как западных в РФ (Roll–outs), так и крупных российских, поэтому в целом для нашей компании год был весьма успешным», – констатирует Аникин. Также в IBM было большое количество недорогих, «быстрых» проектов, направленных на оценку и стратегию развития существующих систем, внедрение дополнительной функциональности – зачастую на базе лучших в классе решений, интегрированных с основной ERP-системой предприятия.

По мнению Кирилла Бурлюка, объем лицензирования в прошлом году, скорее всего, снизился, так как большого притока новых продаж зафиксировано не было. Зато выросли объемы консалтинговых услуг, что связано с процессами консолидации холдингов, а также с расширением функциональности ERP-систем за счет узкоспециализированных, в основном аналитических приложений. «Если сравнивать с докризисным 2008-м, по моим ощущениям, этот рубеж в 2010-м перешагнуть не удалось, но приблизиться к нему – да», – уверен Бурлюк. Компания находится в выигрышном положении, так как по-прежнему «питается» вливаниями «материнского» холдинга АФК «Система». Главные заказы этого интегратора сегодня – внедрение в «Башнефти» и проект по слиянию «Комстар – ОТС» и МТС. Поэтому пример «Ситроникс ИТ» не показателен.

В компании «НОРБИТ» отмечают, что их объем продаж ERP-продуктов достиг уровня 2008 года, поступило множество новых заказов и даже стоимость проектов постепенно стала возвращаться к докризисному уровню. Поток новых заказов обеспечили в большей степени старые клиенты, желающие развивать свои решения, переходить на новые версии, менять ERP-платформу и т.п. Прогнозы компании на 2011 г. пока достаточно осторожны, так как эксперты НОРБИТ не видят причин для существенного роста. Аникин считает, что возврат всего рынка к объемам 2008-го возможен в ближайшие пару лет, но не за счет новых внедрений, а за счет обновления версий, «тюнинга» систем, внедрения специализированных решений.

Компания SAP пока не озвучивает конкретных финансовых результатов. Но, по словам генерального директора «SAP СНГ» Владислава Мартынова, «в западных филиалах SAP процент роста в 2010 году измерялся однозначной цифрой, а у нас двузначной». Он обещает поразить точными цифрами на будущей пресс-конференции.

Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions (MBS) в России, говорит, что 2010-й стал очень важным для его подразделения. «В первую очередь это связано с тем, что мы перешли от во многом «реактивных» действий по поддержанию присутствия на рынке к действиям, направленным на значительное увеличение нашей рыночной доли, – объясняет эксперт. – Microsoft обладает уникальными продуктами в области автоматизации бизнеса, но, к сожалению, в силу многих причин эти продукты не были известны и доступны широкому кругу российских заказчиков». Последние два года компания решала накопившиеся вопросы с локализацией продуктов, организацией работы с существующими клиентами. В 2010-м, по словам Водянова, его подразделение перешло от подготовительных действий к активным. «Наш флагманский продукт – Microsoft Dynamics AX – увеличивает рыночную долю и расширяет отраслевое присутствие. А по итогам запуска спецпредложения NAV Express (специально разработанная для России типовая преднастроенная конфигурация системы с настройками для управления финансами и складом, учетной политикой для бухгалтерского, налогового и кадрового учета, представленная в 2009 г.) интерес к Microsoft Dynamics NAV вырос более чем в десять раз», – рассказывает Водянов.

 

Борьба за «длинный хвост»

Главной интригой прошлого года на рынке ERP стало существенное снижение цены на продукт Microsoft Dynamics NAV, вступившее в силу 6 декабря. «Пока рано говорить о конкретных результатах, – комментирует Водянов. – Но с уверенностью можно сказать, что наблюдается значительный рост интереса к продукту. Данное предложение является своего рода ответом на пожелания наших клиентов. Проведя тщательный анализ рынка, мы выделили определенный сегмент пользователей, которым наше предложение просто необходимо. Речь идет о небольших компаниях с количеством сотрудников от 5 до 200 и числом автоматизированных рабочих от 5 до 20. Для них цена является наиболее важной характеристикой при выборе инструментария для решения бизнес-задач». По словам Водянова, ранее продукт Microsoft Dynamics NAV был недоступен потенциальным заказчикам по нескольким причинам: из-за стоимости системы, а также из-за особенностей ее внедрения и сопровождения. Согласно исследованию аналитического агентства IDC European Investment Reality Check 2009, для подавляющего числа организаций цена лицензий и поддержки является значимым фактором при выборе того или иного решения.

«Нами проведена большая работа, связанная с понижением как стоимости самого продукта, так и затрат на его внедрение и дальнейшее сопровождение, – рассказывает Водянов. – Мы сделали значительные инвестиции в локализацию системы, вывели ее на тот уровень, который позволяет без дополнительных разработок осуществлять с ее помощью российский бухгалтерский учет. Для сокращения стоимости и сроков внедрения мы адаптировали нашу методологию внедрения системы Microsoft Dynamics Sure Step. И, наконец, заключительным шагом на пути внедрения продукта на массовый рынок стало снижение цены». Сегодня MBS предлагает 80-процентную скидку на лицензии плюс двухгодичную подписку на обновления по цене подписки одного года. По сути, это единственная иностранная альтернатива российским ERP-системам.
Владимир Вертоградов комментирует: «Действие одного игрока рынка никогда не меняет рынок, так как на него всегда идут ответные действия конкурентов. Тем более что Microsoft снизил цены только на одно из двух своих ERP-решений. На мой взгляд, рынок в целом выиграет, если доли игроков станут более равновесными. Однако вряд ли это устраивает SAP и «1С», которые демонстрируют отличную динамику развития. Microsoft сделал очень правильный шаг, уведя NAV ближе к «1С», а АХ спозиционировав в верхний сегмент в качестве конкурента SAP. Это правильно по сути и логично с точки зрения бизнеса, так как до этого Microsoft продавал формально две похожие ERP-системы по сопоставимым ценам».
Вертоградов полагает, что в ближайшие годы основная борьба в сегменте ERP развернется между Microsoft и «1С» – за долю рынка. «SAP настолько сильно представлен в России, что причин его ослабления не видно. Oracle также стабильно занимает сегмент, который ему интересен, – рассуждает Вертоградов. – Я не верю в выход новых игроков, так как даже если появится новая сверхэффективная ERP-система, устоявшийся ландшафт вендоров, партнеров, интеграторов, консультантов вряд ли захочет перестраиваться под еще одного участника. Все хотят стабильности, а не передела рынка».
Однако SAP также активно заигрывает с малым и средним бизнесом. «В каждый сегмент мы шли со своим предложением, к примеру, СМБ-сектору мы вместе с партнерами предлагали преднастроенные отраслевые решения с фиксированной стоимостью лицензий и сроками внедрения. Это предложение пользовалось популярностью», – рассказывает Владислав Мартынов. В 2011 году SAP ожидает повышения спроса со стороны СМБ. Также компания планирует расширять использование функционала у уже существующих заказчиков по таким направлениям, как бизнес-аналитика, управление основными средствами (Enterprise Asset Management), CRM, Enterprise Content Management и пр. «Кроме того, верим, что появится спрос со стороны индустрий, ранее не инвестировавших или мало инвестировавших в IT/ERP, в частности, это медицина, госучреждения, образование», – надеется Мартынов.
Но, по мнению Бурлюка, имеющиеся на нашем рынке отечественные системы («1С», «Парус» и «Галактика») полностью удовлетворяют потребности в автоматизации бизнес-процессов в секторе СМБ. «Для мелких и средних предприятий, где количество транзакций в системе не является крайне большим, российские разработки – наиболее адекватный вариант по соотношению цена-качество. Западные вендоры вроде Oracle или SAP ориентированы на сегмент Enterprise с количеством автоматизированных рабочих мест, исчисляющимся десятками тысяч», – подчеркивает Бурлюк.
По словам Вертоградова, на рынке также появилось много новых компаний из числа СМБ и их можно рассматривать как потенциальных клиентов, но они пока «не доросли» до внедрения полноценных ERP-систем.

 

Мода на «яблоки» и «облака»

Модная тема cloud computing затронула и рынок «тяжелого» корпоративного ПО. Но, по мнению Вертоградова, движение ERP «в облака» происходит в большей степени не потому, что это нужно клиентам, а потому, что туда их согласованно «уводят» вендоры. «В большинстве случаев переход «в облако» оборачивается для клиентов увеличением прямых издержек как минимум на текущем этапе, но тема по-прежнему остается модной», – удивляется он.

В сторону «облачных» сервисов движется MBS в рамках общей корпоративной стратегии компании. Но если Microsoft Dynamics CRM в «облаке» существует давно и успешно, российские компании активно используют Dynamics CRM по модели аренды у локальных сервис-провайдеров, то в отношении ERP этот вопрос все еще прорабатывается. Во время недавнего визита в Москву Кирилл Татаринов, вице-президент MBS, отметил, что многие заказчики пока психологически не готовы использовать «облачный» подход к управлению ресурсами своих предприятий.

По мнению Вертоградова, самый интересный тренд российского ERP-рынка – «покажите, как ваша система будет работать на моем iPad». «Apple и Дмитрий Анатольевич Медведев сделали планшетник востребованным регулярным инструментом работы для большого числа лиц, принимающих решения (возможно, до этого они даже не пользовались электронной почтой), – подчеркивает Вертоградов. – Причем это относится и к коммерческому, и к государственному сектору. То есть раньше компьютер на столе большого руководителя чаще всего был выключен. Сейчас все осталось так же, но теперь перед начальником лежит включенный iPad. И этот iPad продолжает сопровождать руководителя на переговорах, в поездках, в машине, в самолете – везде».

Вертоградов смотрит на эту тенденцию оптимистично: «Когда к выбору и использованию ERP подключается высшее руководство компании, это в целом позитивно влияет на рынок. Решения принимаются быстрее и осмысленнее, задачи ставятся конкретнее, бюджеты выделяются быстрее».

Кирилл Бурлюк также отмечает, что в технологическом разрезе рынок ERP сейчас пребывает в ожидании инновационных решений от ключевых, сегментообразующих вендоров, которыми безусловно являются Oracle и SAP. А с точки зрения бизнеса ERP-сегмент находится под влиянием политико-экономических тенденций в России, связанных с укрупнением бюджетообразующих вертикалей, в частности телекоммуникационной. Это выводит в приоритет вопросы прозрачности и управляемости ресурсов глобальных холдингов. «В последнее время государственные и полугосударственные холдинги становятся одним из ключевых заказчиков ERP-систем. Это объясняется, во-первых, потребностью в модернизации государственных информационных систем, переводом их на новые технологические рельсы, а во-вторых, необходимостью выполнения требований приоритетных государственных целевых программ», – поясняет Бурлюк. По этой причине одним из ключевых трендов 2011  года эксперт считает рост роли государства как крупнейшего заказчика ERP-проектов.

 

Алексей Аникин, управляющий консультант, подразделение бизнес-сервисов IBM в России и СНГ:

«В 2009-м и 2010-м я руководил весьма интересным проектом – внедрением единого корпоративного решения в России для одной из крупнейших мировых промышленных компаний. Ситуация неоднозначная. С одной стороны, четкое, отлаженное корпоративное решение, внедренное во многих странах. С другой – именно из-за того, что решение единое для всех и изменения в него вносить непросто, решения 2010 г. могут соседствовать с решениями 1990-х, что сильно усложняет и удорожает как проекты внедрения, так и поддержку этих систем. И это не единичная ситуация. Именно поэтому многие западные компании начинают (продолжают) проекты по созданию новой корпоративной архитектуры. Будут ли это решения на базе SaaS? Посмотрим. На российском рынке с учетом отложенных проектов будет проходить процесс завершения формирования ERP-контура, обновление версионности систем, а с учетом развития интеграционных платформ доля лучших в классе решений, интегрированных с основной корпоративной системой, станет увеличиваться. Наиболее яркий пример – проекты IBM Maximo как средство автоматизации процессов ремонтов и управления активами».

 

Михаил Шерстобитов, руководитель практики Oracle компании «Астерос»:

«Непростой для рынка ERP 2010-й стал продолжением еще более сложного 2009-го. В 2010 г. стартовавшие крупные проекты можно пересчитать по пальцам одной руки. В основном клиенты фокусировались на развитии действующих у них ERP-систем. Картина сегодняшнего дня отличается большим позитивом: расходы на IT увеличиваются, и компании более активно рассматривают перспективы автоматизации ключевых бизнес-процессов. По нашим прогнозам, рынок ERP вернется к объему трехгодичной давности к 2012–2013 гг. Но восстановление произойдет не за счет оживления сегмента классического ERP, а за счет активного внедрения решений смежных областей – CRM, BI и пр.
Не стоит ожидать фантастического успеха «тяжелых» ERP на рынке СМБ. Подобные надежды мировых лидеров не оправдались, и ситуация не изменится кардинальным образом. Предприятия среднего и малого бизнеса нуждаются в относительно простых решениях, при внедрении которых требуется минимум консалтинга. Подобные продукты крупные мировые производители ERP-систем предложить пока не в силах».

 

Кирилл Бурлюк,директор департамента бизнес-приложений «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в России:

«Российский рынок ERP по некоторым оценкам отстает от мирового на 5–7 лет. Согласно прогнозам аналитиков в 2011 году сегмент ERP в мире вряд ли покажет бурный рост. Эти выводы основаны на опросе представителей более 900 компаний по всему миру. Порядка 25% из них будут инвестировать в развитие ERP-инфраструктуры, в то время как год назад это планировали 35% опрошенных. Причем 72% компаний отметили, что вообще не будут инвестировать в ERP-системы.

Другая ситуация в России. Во-первых, наш рынок моложе, а значит его насыщение наступит позже. Во-вторых, западные компании всё чаще «смотрят» на новую модель приобретения ERP, а именно на её «облачный» вариант (способ размещения своих ERP-данных вне офисных стен с использованием технологии виртуализации). В России же этот тренд проявит себя не раньше чем через 2–3 года, в лучшем случае. В-третьих, по некоторым данным до 50% компаний имеют устаревшие релизы ERP-систем, что чревато скорым прекращением технической поддержки от вендора, а значит будет востребована миграция на новые версии. И последний фактор роста для российского ERP-рынка – это наращивание «классического» функционала ERP-систем за счет аналитических модулей. Помимо прозрачного управления, руководство компаний хочет видеть аналитический срез по тому или иному бизнес-процессу. Стремление более четко контролировать бизнес заставляет топ-менеджмент выделять бюджеты на развитие существующих систем. На мой взгляд, в России поводов для минорных настроений в отношении рынка ERP нет».


 

Еще по теме