Top.Mail.Ru
архив

Перекресток

Эта компания не спешила громко заявлять о себе и о своих успехах. Развивалась без взлетов и падений, редко привлекая внимание прессы. Даже слухов вокруг ее деятельности никогда не было. И все же "Перекресток" заметили - когда жители спальных районов столицы вдруг перестали ездить за покупками в центральную часть города

"Перекресток" - один из немногих представителей продуктового ритейла столицы, отвечающий западным представлениям о такого рода компаниях. Изначально решив следовать зарубежной модели, "Перекресток" до сих пор продолжает придерживаться избранной стратегии развития. Достаточно сказать, что бизнес-план для торгового дома разрабатывала американская компания Ernst & Young, а маркетинговую концепцию - французская Medis-Sodigral. Благодаря удачной адаптации иностранного опыта к российским условиям компания за пять лет своего существования превратилась в одного из самых крупных ритейлеров продовольственного рынка столицы.

Сегодня трудно представить, что еще четыре года назад столичная периферия страдала от недостатка продуктовых магазинов. Оптовые рынки располагались далеко не на всех окраинах, а на большие площади, предназначенные под магазины, с трудом находились арендаторы. Оценив ситуацию, "Альфа-групп" пошла на создание сети магазинов, рассчитанных на охват спальных районов. "Мы сделали ставку на отдаленные районы столицы, где социально-бытовая сфера не так развита, как в центре", - говорит генеральный директор ТД "Перекресток" Александр Косьяненко. Стоимость проекта составляла $75 млн. Через Фонд имущества Москвы было приобретено 11 объектов незавершенного строительства и получено право на аренду земли.

В сентябре 1995 года в Митине открылся первый магазин. Тогда стартовый ассортимент составил всего 2500 наименований. В 1996 году Европейский банк реконструкции и развития предоставил ТД "Перекресток" для развития сети супермаркетов кредит в размере $42 млн.

В отличие от других сетей торговая сеть "Перекресток" создавалась практически с нуля. Сегодня "Перекресток" объединяет 12 универсамов, а в течение ближайших двух лет их число планируется довести до 20. В ассортименте - более 10 тыс. наименований товаров. По последним данным, в торговой сети "Перекресток" постоянно обслуживаются около 3% москвичей.

Посткризисный 1999 год для компании оказался не самым легким. Еще до 17 августа 1998 года компания вложила значительные средства в строительство торгово-распределительного комплекса площадью 10 тыс. кв. м и нескольких новых магазинов. Руководство компании приняло решение не замораживать проект, а бросить на его реализацию основные силы. По признанию директора по внешним связям ТД "Перекресток" Александра Карпушина, финансовый кризис сыграл на руку отечественным сетям: кризис отодвинул на несколько лет вероятность прихода на российский рынок крупных иностранных розничных сетей. Западные сети, безусловно, не откажутся от российского рынка, но отечественные ритейлы получили как минимум трехлетнюю передышку. А этого времени, по словам Карпушина, вполне достаточно для того, чтобы крепко встать на ноги и подготовиться к жесткой конкуренции с "западниками".

В ближайшее время ТД "Перекресток" планирует резкое увеличение количества торговых точек двух форматов: дискаунтеров и супермаркетов. По словам Александра Карпушина, основная задача - правильно позиционировать магазины: "Тогда можно будет развести потоки клиентов, пришедших просто за хлебом, и тех, кто приехал закупать продукты на несколько дней".

Не менее пристальное внимание руководство ТД уделяет дальнейшему развитию оптовой торговли. За рубежом в торговых сетях, подобных "Перекрестку", от 40 до 60% товарооборота приходится именно на оптовую торговлю. Именно поэтому компания и построила торгово-распределительный центр, занимающийся доставкой и складированием товаров, распределением товарных потоков между магазинами сети, а также отправкой товаров региональным партнерам компании.

Другое достижение нынешнего года - открытие четырех новых магазинов: двух супермаркетов и двух дискаунтеров.

В сферу интересов торгового дома с недавних пор вошли и регионы России, где "Перекресток" собирается развивать оптовую торговлю. Есть проект открытия дешевых "Перекрестков" в Подмосковье. В то же время, по мнению руководства сети, пока не исчерпаны и перспективы развития сети в спальных районах столицы. Окраины продолжают застраиваться, а социальная сфера в спальных районах традиционно отстает. В одном только Митине нашлось место сразу двум большим супермаркетам компании и одному дискаунтеру "Мини-Перекресток". Поэтому торговый дом планирует пройтись по спальным районам по второму кругу, но уже мини-форматом.

Еще по теме