Top.Mail.Ru
архив

Пионер на все времена

Одна из наиболее популярных тем минувшей недели – 70 лет со дня гибели Павлика Морозова. Соответственно столько же лет большой пиаровской находке. Из всей плеяды «пионеров-героев» Павлик оказался самым раскрученным. И уж не так важно, что несколько лет назад было отказано в реабилитации осужденных и расстрелянных родственников несчастных родственников несчастного пионера. Расследование выявило уголовный, а не политический характер убийства, а значит, и приговор пересмотру не подлежал. Зато раскрутка героя удалась на славу, поскольку создание устойчивого мифа – вершина усилий политических и информационных технологов. Если еще учесть, что обходились тогда специалисты без телевидения (хотя тиражи газет были миллионными) – наши им поздравления. Новейшая история вдохнула новую жизнь в этот светлый образ, поменяв, правда, его оценку на противоположную. Что тут спорить: «стучать» вообще, а тем более на родных и близких, нехорошо. И вот пошел-поехал бессмертный пионер служить борьбе за либеральные идеи. Не делайте как он, а если делаете, то сами знаете, кто вы. Какие еще гласные бюджеты? Что еще за прозрачная отчетность? Вы разве Павлик Морозов, чтобы такие вопросы задавать? Не видите, мы новую Россию строим. А на избавление от тоталитарного мышления никаких миллиардов не жалко. В результате вторая жизнь пионера тоже удалась на славу: все эти последние годы россияне вопросы задавать стеснялись – во всяком случае, добиваться ответов не стремились. То ли оттого, что не хотелось быть обозванным нехорошим Павликом, то ли еще почему, но тем не менее не стремились (за исключением, разумеется, сливов и специальных информационных заказов).

Что интересно: такому мифологическому персонажу уже нисколько не вредит, каким его предъявляют обществу – положительным или отрицательным. При правильном подходе знак, оказывается, может меняться в зависимости от запросов, а это уже весьма нетрадиционный подход к практической мифологии. Делу теперь может послужить и хороший Павлик, и Павлик плохой.

Конечно, особенности методики пионера Морозова в ее внешнем бескорыстии. То есть в реальной жизни сам пионер, несомненно, из чего-то исходил: например, отец его лупил или не разрешал школу прогуливать – в общем, достал. И такой способ решить проблему без оценки нравственной составляющей в то время в нашей стране был невероятно эффективен. Но миф мог быть основан только на бескорыстном служении идее. Этим он и отличается от хорошо и давно известного банального приема: настучал на ближнего (или дальнего, это вопрос тарифа) – получи долю.

После 11 сентября 2001 года мифологический персонаж опять стал положительным. Заметил подозрительного араба, кавказца или жителя Средней Азии – немедленно доложи куда следует. Ведь он мало того что тут раньше не был, он здесь даже не прописан.

Вообще усиление роли спецслужб, несомненно, расширяет практику использования информаторов, а главное, дает ей дополнительное обоснование: ударим стуком по террору.

Сегодня внешнее бескорыстие вполне может послужить и в вопросах передела собственности. Вот недавно вышел конфликт у лидера ЛДПР Владимира Жириновского с президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым по поводу одного здания, расположенного в Серебряном Бору. И здание хорошее, а уж место – сами понимаете. Среди прочих мероприятий по обеспечению правильного разрешения конфликта было и такое: обращение Владимира Вольфовича к правоохранительным органам с предложением возбудить уголовное дело против Комкова по девяти статьям УК. И сразу задержать Комкова на 72 часа для выяснения личности. Кто прав в этом конфликте, определит, хочется надеяться, соответствующая судебная инстанция. Объясняя свои резкие шаги, Владимир Вольфович, по сообщению «Интерфакса», заявил, что в этом спорном здании при прежних владельцах могли храниться взрывчатые вещества. Веществ не обнаружили, зато всем понятно, что главное в этом имущественном споре – борьба с терроризмом. Здесь бдительность в своем внешнем выражении служит государственным интересам и потому вполне может быть отнесена к упомянутой выше методике.

Поскольку вопрос о собственности окончательно еще не решен, вполне возможно, что Павлика Морозова еще неоднократно назовут бескорыстным защитником государственных интересов, который именно в силу этого и информирует компетентные органы о потенциальных клиентах пенитициарной системы.

Еще по теме