Top.Mail.Ru
архив

Пиррова победа

Российские авиадиспетчеры снова заставили работодателей вспомнить о профсоюзном движении. Объявив отраслевую забастовку, авиадиспетчеры уже во второй раз вынудили государство выполнить их экономические условия. Разница заключается лишь в том, что если в сентябре 1997 года все условия профсоюза авиадиспетчеров были выполнены через час, то в декабре 2002 года государство продержалось почти неделю. Завершившаяся забастовка выявила основную проблему отрасли, решение которой может привести к серьезному переделу рынка.

Итогом забастовки стало подписание соглашения между профсоюзами и Минтрансом об увеличении зарплаты авиадиспетчерам. Соглашение предусматривает повышение заработной платы всем сотрудникам аэронавигационных центров на 15,7% с 1 января 2003 года. Плюс к этому еще на 11% повысят зарплаты так называемому первому эшелону сотрудников, то есть непосредственно авиадиспетчерам и инженерам радиотехнических служб в центрах с наибольшей интенсивностью движения. Кроме того, согласно подписанному документу на первое полугодие будущего года запланировано еще одно повышение зарплаты авиадиспетчерам. Средства на увеличение зарплаты будут выделены за счет пересмотра ряда статей расходов Госкорпорации по организации воздушного движения. Например, сократятся расходы на модернизацию и техническое переоснащение аэронавигационных центров, уменьшатся и командировочные расходы чиновников Госкорпорации. Скорее всего, повысятся тарифы на аэронавигационные услуги для западных компаний.

Но все это полумеры. Основным резервом для увеличения зарплаты авиадиспетчерам станет очередное повышение тарифов за аэронавигацию для российских компаний. Каждый год эти тарифы увеличиваются в среднем на 20%, однако российские авиаторы по-прежнему платят в десятки раз меньше, чем западные коллеги. Например, среднемагистральный самолет класса Boeing-737, принадлежащий западной компании, за пролет 100 км над российской территорией платит $80. Ставка же сбора для местной компании едва превышает $6. По некоторым данным, транспортные чиновники собираются уравнять тарифы российских и западных компаний. Этот шаг Минтранса наверняка вызовет недовольство среди перевозчиков и пассажиров, так как гарантированно приведет к росту цен на авиабилеты. Вряд ли хоть одна российская компания согласится компенсировать убытки за свой счет. В итоге счет выставят пассажирам.

Пока же авиакомпании подсчитывают прямые и косвенные потери от акции авиадиспетчеров. По словам заместителя генерального директора авиакомпании «Сибирь» Михаила Кошмана, после подсчета всех прямых убытков счет будет выставлен ГУП «Росавианавигация», а вот возмещения косвенных убытков требовать не с кого. В «Аэрофлоте» закончившуюся забастовку считают обычным шантажом, так как она проходила накануне пика перевозок. «Это период, когда авиакомпании зарабатывают максимальные деньги. Акция нанесла серьезный экономический ущерб всей отрасли в целом», – подчеркивают представители «Аэрофлота». Кроме прямого ущерба забастовка авиадиспетчеров привела и к куда более важным последствиям – фактически поставлен ребром вопрос о диспропорциях в тарифной политике по отношению к зарубежным и российским компаниям.

Еще по теме