GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

«Победа» отказалась закупать Boeing 737 MAX

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

Лоукостер «Победа» отказался от закупки 20 самолетов Boeing 737 MAX, на которых в России все еще запрещено летать. Вместо них авиакомпания получит другие лайнеры от компаний группы «Аэрофлот». Отмененный контракт — один из крупнейших заказов на самолеты Boeing 737 MAX.

Источник РБК рассказал, что «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») отказалась от закупок 20 среднемагистральных самолетов нового поколения Boeing 737 MAX. Это подтвердили собеседники издания в крупной российской лизинговой компании и один из заказчиков этих лайнеров.

В группе «Аэрофлот» и самом лоукостере отказались от комментариев изданию. Лизинговые компании GECAS и SMBC, планировавшие поставить «Победе» 5 и 15 лайнеров соответственно, также не стали раскрывать подробности и статус сотрудничества.

Причина отказа

В 2018 году лоукостер заключил договор о поставке 20 самолетов на общую сумму $1,12 млрд. Перевозки на них должны были начаться в 2019 году. Издание отметило, что «Победа» даже рассматривала вариант увеличения заказа до 50 лайнеров, однако правительственная комиссия по импортозамещению так и не дала одобрения на закупку. С 2015 года через нее проходят закупки, включая самолеты, на сумму более 1 млрд рублей.

С участием Boeing 737 MAX в 2018 и 2019 годах произошли сразу две авиакатастрофы — в Индонезии и Эфиопии. Причиной стал сбой в работе системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), которая автоматически корректирует положение самолета в воздухе. Позже полеты на MAX были приостановлены во всем мире. Boeing исправил проблему, поэтому с конца 2020 года некоторые страны разрешили полеты на лайнере. При этом Росавиация все еще не одобрила использование этих самолетов. Повторная сертификация задерживается из-за ограничений в связи с коронавирусом, сообщал глава агентства Александр Нерадько в марте 2021 года.

По словам источника издания, «Победа» отказалась от поставок через год после того, как они должны были начаться. По его словам, эта задержка дает право выйти из контракта. Собеседник РБК считает, что не было смысла держаться за лизинговые соглашения, пока нет российского сертификата типа Boeing 737 MAX и «гигантского предложения» MAX по низким ценам.

Еще весной 2019 года бывший глава группы «Аэрофлот» Виталий Савельев, руководящий сейчас Минтрансом, говорил, что «Победа» может отказаться от покупки лайнеров, если Boeing не решит проблемы с безопасностью своих самолетов.

Представитель Boeing отметил, что сроки ресертификации определит регулятор. Он добавил, что компания продолжает работать с Росавиацией и заказчиками для возвращения Boeing в эксплуатацию в России.

Не полетит «Победа»?

«Победа» отказалась от поставок MAX из-за увеличения ее роли в группе. По новой стратегии лоукостер к 2028 году должен стать российским лидером по числу перевезенных пассажиров — от 55 до 65 млн человек в год. Примерно столько же перевезет сам «Аэрофлот» (35–40 млн) и другая компания группы — «Россия» (20–30 млн).

По итогам 2020 года флот лоукостера насчитывал 30 самолетов Boeing 737-800, а к 2028-му он должен увеличиться до 170 лайнеров. При этом сроки сертификации Boeing 737 MAX никак не повлияют на реализацию планов перевозчика, поскольку он уже начал получать самолеты от «Аэрофлота» и «России», заявлял в феврале 2021-го глава группы Михаил Полубояринов. Он объяснял, что у «Победы» есть 30 самолетов, еще передается 50 лайнеров от «Аэрофлота» и четыре от «России». «То есть уже существенный парк из 84 машин», — пояснял он.

Полубояринов считает, что поставка новых самолетов для авиакомпании — это «не проблема ближайших двух-трех лет». «Победа» уже получила четыре самолета от «России» и 10 от «Аэрофлота», ее флот увеличился до 44 лайнеров. В 2021–2022 годах лоукостеру планируется передать еще по 20 самолетов.

Замгендиректора «Аэрофлота» по стратегии и маркетингу Андрей Панов отмечал, что при переходе самолетов в «Победу» у них меняется конфигурация — появляется 189 кресел вместо 158: нет бизнес-класса, кухонь и гардеробов. «За счет того, что у «Победы» гораздо больше кресел (189 против 158) и значительно выше оборот по понятным причинам, у нее в конечном итоге пассажиропоток примерно в два раза больше», — объяснял Панов.

На 30 самолетах с учетом пандемии и полного прекращения полетов на два месяца лоукостер смог перевести 9 миллионов пассажиров (300 тысяч на один самолет), говорил старший эксперт авиационной практики консалтинговой компании Bain & Company Сергей Зайцев. В 2019 году этот показатель был выше — 343 тысячи пассажиров. Если соотношение сохранится на том же уровне (300–343 тысячи человек на самолет), то в 2021 году компания сможет выполнить план и перевезти 13,5 миллиона человек.

Теперь у «Победы» образуется монофлот (все лайнеры одной модели Boeing 737-800). Это предпочтительно для лоукостера, отметил директор Infomost Consulting по исследованиям и разработкам Алексей Синицкий. По его мнению, это позволит «Победе» достичь большей эффективности по техническому обслуживанию и экипажам одновременно.