Top.Mail.Ru
архив

Почему буксуют российские инновации

 Инновации - лозунг дня. А между тем серьезных предпосылок - организационных, экономических и правовых - для формирования инновационной экономики в России нет. (Компании, для которых инновации - успешный бизнес, есть, но они скорее исключение, чем правило.)
   Инновационный цикл - это сложная цепочка от идеи через ее коммерциализацию и до практического использования.
   Что у нас с идеями? В них недостатка нет. Однако сохранившиеся НИИ и научные центры работают в основном по текущим заказам: им надо сводить концы с концами и не до высоких материй. Есть страны, в которых часть расходов и ответственности за инновации берет на себя государство. Скажем, в Канаде каждые пять лет определяются и стимулируются (госзаказами, грантами и т.п.) приоритетные, с точки зрения конкурентоспособности на мировом рынке, научные направления.
   Далее новаторская разработка должна превратиться в коммерческий продукт и выйти на рынок. А механизма такого в России нет. Зато есть колоссальный разрыв между держателями идей и держателями денег, так что масса патентов остается невостребованной. На Западе выводом идей на рынок занимаются специальные структуры. В любом крупном университете и научном центре есть соответствующий департамент. Есть и специальные госструктуры.
   Наконец, внедрение инноваций в практику. Для этого рынок должен быть в них заинтересован. А в России интереса очень мало. Зачем оно нам? У нас ведь есть дешевые сырье и рабсила. Класса эффективных собственников пока нет, да и сложившаяся в экономике система, при которой правила игры диктуют не честная конкуренция, а неформальные институты и связи, не на пользу делу. Бизнес предпочитает со стартапами не связываться, а тяготеет к госкорпорациям.
   Помимо прочего, инновации требуют больших и "длинных" денег. Между тем банки не готовы обсуждать новые идеи - их не устраивает уровень риска. А венчурные инвесторы в России только начинают появляться. Причем они, как правило, аффилированны опять-таки с госкорпорациями.
   И еще одно. Из собственного опыта мы знаем, что, когда рынок все-таки твою инновацию принял, появляется масса желающих ее скопировать, не вкладываясь в НИОКР. Патенты при этом - защита символическая.
   Выход из положения? Только один: несмотря ни на что, упорно придумывать что-то новое и двигать дело.