Top.Mail.Ru
архив

Под предлогом реформы

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на днях официально представил проект закона об административных судах. Таким образом, главный судья страны вроде бы сделал первый шаг на пути к долгожданной судебной реформе, о которой так долго говорили. Причем не столько большевики, сколько либералы.

Судебная система по своей важности для инвестиционного климата вполне может конкурировать с налоговой. Конфликты, связанные с переделом собственности, недопониманием между менеджерами и акционерами, кредиторами и заемщиками неизбежны. Все эти острые моменты в цивилизованном обществе обычно решаются с помощью судов, а не циркулярной пилы. И на кого, как не на Вячеслава Лебедева, который, выражаясь нынешним новоязом, стоит на вершине судебной вертикали, возлагать надежды.

Однако, как говаривал классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Вячеслав Лебедев, возглавляющий Верховный суд 11 лет, не мог не пропитаться духом той системы, которую сейчас и приходится реформировать.

Тем более что в советские времена, когда Лебедев как раз и стал председателем Верховного суда РСФСР (это случилось в июле 89-го), о какой-либо самостоятельности и эффективности судебных органов говорить не приходилось. Все мало-мальски значимые вопросы решались райкомами, обкомами и, наконец, ЦК.

В бурные первые постсоветские годы роль Верховного суда также была не слишком велика. На фоне противостояния двух ветвей власти (исполнительной и законодательной) задачи третьей (судебной) сводились в основном к разрешению затяжного конфликта между президентом и Верховным Советом. Поэтому основную - хотя и не всегда благовидную - роль играл Конституционный суд.

Конечно, и Лебедев мог бы тогда вмешаться. Но это не в его стиле. Верховный суд всегда старается оставаться не столько над схваткой, сколько вне схватки.

Так, в частности, было и весной этого года. 11 апреля кассационная коллегия Верховного суда приняла решение о восстановлении в должности отставленного в декабре 1999 года начальника московского ГУВД Николая Куликова. Юрий Лужков на радостях даже дал понять, что в знак благодарности не будет больше защищать опального генпрокурора Юрия Скуратова. 15 апреля Совет Федерации отправил Скуратова в отставку.

Но, как выяснилось, московский мэр радовался рано. Верховный суд поставил в деле Куликова не точку, а всего лишь запятую. Генпрокуратура с подачи МВД внесла протест, на основании которого было инициировано заседание Президиума Верховного суда. Но штука в том, что заседание это решили провести уже после инаугурации Путина и формирования костяка правительственной команды. Лебедев решил подождать того момента, когда станет известен окончательный расклад на вершине власти - не в привычках главного судьи подставляться и рисковать.

И все-таки Лебедева вынудили активизироваться. Путин назвал судебную реформу в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед властью. А грефовский Центр стратегических разработок (ЦСР) начал "разрабатывать" и судебную систему.

Причем в лице руководителя центра Германа Грефа Вячеслав Лебедев обрел весьма влиятельного критика. Греф, в частности, резко выступил против лебедевской идеи о том, чтобы назначать судей пожизненно. По мнению аналитиков ЦСР, это не столько обеспечивает независимость судейских решений, сколько расхолаживает судей, лишая их стимулов к профессиональному росту.

А по этой части наблюдаются серьезные проблемы. Причем вовсе не из-за нехватки судейских кадров, на что упирает Лебедев. Как заметил один юрист, даже квалифицированному "законнику" попасть в судейский стан не проще, чем простому смертному на вечеринку масонов. Судейский корпус на деле сродни закрытому ордену. Нормальная конкурсная система отсутствует. В результате преимущества на пути к креслу служителя Фемиды имеют секретари, исполнители и другие труженики канцелярий.

Возможно, сам Лебедев, который, до того как перейти в систему судебных органов в 70-м году, девять лет проработал слесарем Московского завода железобетонных труб, не видит в таком подборе кадров ничего страшного. Но времена-то меняются. Едва ли авторитет суда повышается, если из-под судейской шапочки на вас смотрит лицо носильщика или торговки с Киевского вокзала.

В общем, многое говорило за то, что внимание, которое уделял судебной системе ЦСР, не обойдется для Лебедева благополучно. Поэтому, следуя чиновничьей мудрости ("чтобы тебя не реформировали насильно - возглавь реформу сам"), главный судья и предложил ввести в систему российского судопроизводства еще одну категорию - административные суды. По замыслу Лебедева эта новация должна стать стержнем судебной реформы. В компетенцию административных судов предполагается передать дела, связанные с оспариванием "правовых актов президента и правительства, законодательных органов субъектов РФ, органов исполнительной власти и иных федеральных органов", с "приостановлением и прекращением деятельности общероссийских, международных, межрегиональных и региональных общественных объединений", с государственной тайной и т.д. и т.п. Иными словами, всю политику.

Структура новых судов будет привязана к семи федеральным округам. Так что жителю Магадана, пожелавшему, например, обжаловать решение местной избирательной комиссии, придется ехать в Хабаровск.

Но это не особо волнует авторов соответствующего законопроекта. Главное, что он должен понравиться инициаторам укрепления вертикали власти. Ведь решение важных для федерального центра вопросов выводится из сферы компетенции региональных судов, которые подчас фактически выполняют волю начальников. Показательна в этой связи бесхитростная реплика президента Татарстана Минтимера Шаймиева по поводу курского пике Александра Руцкого: "Какой же ты губернатор, если свой суд снимает тебя с выборов..."

Добиваться подлинной независимости судов - что в первую очередь означает оптимизацию их финансирования и избавления от "иглы" региональных субсидий - дело муторное и небесконфликтное. Гораздо проще создать новый институт, который априори способен заинтересовать Кремль. Тогда и на продолжении реформы настаивать не будут, и вопрос финансирования решится сам собой. Не случайно в пояснительной записке, приложенной к законопроекту, Лебедев подчеркивает, что "особую значимость правильное рассмотрение административных дел приобретает в свете осуществляемой в РФ реформы государственной власти".

Все учел главный судья. Забыл только, что лоббируемый им законопроект противоречит действующему законодательству, и в первую очередь Конституции. Ведь в 118-й ее статье запрещается создание судов "под конкретный случай", чем, как несложно обнаружить, и являются столь лелеемые Лебедевым административные суды.

Таким образом, усилиями главного судьи законодательная власть, которая в стране так же независима, как и судебная, вновь столкнулась с извечным российским вопросом: либо закон, либо политическая целесообразность.

Впрочем, как известно, нынче в России действует диктатура закона.

Еще по теме