Top.Mail.Ru
архив

Посторонним вход воспрещен

В Московской области при огромном спросе на телефонную связь существует острый дефицит предложения. Местные операторы связи технологически не могут обеспечить телефонными номерами всех желающих, но сопротивляются появлению на рынке новых игроков. Тем не менее московские компании уже развернули несколько проектов за МКАД.

Процесс о "пятом миллионе"

МКАД - граница Москвы. Так считают все, кроме связистов. По мере того как московские промышленные предприятия выносились за пределы города, за ними тянулась и городская телефонная сеть. Процесс этот шел десятилетиями. В результате в систему московской городской телефонной сети вошло все ближнее Подмосковье. В московской зоне 095 появился "пятый миллион" - телефонные номера, начинающиеся на цифру 5. Эти номера распределились кольцом в лесопарковой полосе вокруг Москвы.

Московская связь, к радости обитателей Подмосковья, проникла в область на расстояние в среднем до 30 километров от МКАД. Но на этом телефонизация Подмосковья в советское время завершилась.

У московских городских властей до второй половины 90-х годов не было возражений против подобного положения дел. Возражения появились, когда город стал испытывать дефицит номерных емкостей. В этой связи начался передел "пятерки" между городом и областью. "Ресурсы номерной емкости в Москве сегодня исчерпаны, - комментирует первый заместитель гендиректора МГТС Семен Рабовский. - Поэтому важно вернуть пятый миллион городу". Однако область отдавать номера отказывалась. Противостояние продолжалось до декабря 1999 года, когда на коллегии Минсвязи было решено, что зона 095 полностью передается Москве.

Сегодня в Московской области два основных оператора: МГТС действует в городах-спутниках (зона 095), АО "Электросвязь Московской области" - в остальном Подмосковье (зона 096). Доля коммерческих операторов в области ничтожно мала.

"Московская область располагает более слабой по сравнению с Москвой телекоммуникационной инфраструктурой, - говорит советник генерального директора компании "Комстар" Алексей Рокотян. - Поэтому затраты на установку телефона в области больше, чем в столице. А платежеспособность подмосковного населения несколько ниже, чем у москвичей. Столичные коммерческие операторы сегодня не интересуются телефонизацией Подмосковья ввиду низкой рентабельности проектов".

Перетягивание одеяла

По свидетельству подмосковных связистов, уровень телефонизации области не растет уже 10 - 15 лет. Если прилегающие к Москве районы более или менее телефонизированы, то в дальнем Подмосковье до сих пор еще есть места, куда не протянут телефонный кабель. В Московской области живут более 6,6 млн человек, на которых приходится не более 1,3 млн номеров. "Ситуация в Московской области противоречива, - говорит Алексей Рокотян. - С одной стороны, телефонная сеть региона третья в России по объему после Москвы и Санкт-Петербурга. По базовым показателям телефонизации Московская область превышает среднероссийский уровень. С другой стороны, спрос на телефонизацию в области явно не удовлетворен: в очереди на установку телефона стоят порядка 550 тыс. человек".

На фоне этой гигантской очереди наблюдается противостояние муниципальных и коммерческих операторов связи. Дело в том, что большинство негосударственных компаний связи используют существующие мощности муниципальных компаний. Лишь немногие коммерческие операторы в состоянии обеспечить абонентов собственной сетевой инфраструктурой. "Существующая в стране телекоммуникационная инфраструктура устарела. Новые операторы либо используют ее фрагменты, либо строят параллельные современные сети, - рассказывает главный менеджер компании "МТУ-Информ" Александр Голышко. - Таким образом, даже в компактной Москве не всем индивидуальным клиентам или представителям малого бизнеса удается доставить услуги связи по приемлемым ценам. Если же выйти на просторы области, то затраты оператора на создание инфраструктуры связи резко возрастут, а число потенциальных клиентов и их концентрация уменьшится".

Пока же каждый тянет одеяло на себя, и одеяло это не столь велико. Коммерческие операторы работают лишь для обеспеченных абонентов, которые представляют интерес и для областной "Электросвязи". Поэтому "Электросвязь" абсолютно не заинтересована в появлении новых игроков на узком сегменте рынка. "Во взаимоотношениях между коммерческими операторами и областной "Электросвязью" есть объективная политическая проблема, - говорит Александр Голышко. - Если кто-то хочет снять сливки за счет использования существующей инфраструктуры связи, то он должен за это платить. Наверное, сторонам трудно сойтись в цене. Да и вопросы собственности на оборудование урегулировать трудно. В результате буксует общее развитие связи в области. Коммерческие операторы не согласны на предлагаемые условия, а "Электросвязь" сама охватить весь спектр не может".

Телефонизация области в итоге развивается "точечным методом": например, быстрыми темпами прокладывается связь в прилегающие к Москве коттеджные поселки. "Коммерческие операторы все же могут обеспечить услугами цифровой телефонии или доступом в Интернет обитателей отдельных близких к Москве коттеджных поселков, - рассказывает Александр Голышко. - Мы сделали такой проект во Внукове".

"Наша компания реализует проекты в Московской области, - говорит Алексей Рокотян. - "Комстар" телефонизирует несколько коттеджных поселков, ведет установку телефонов своей сети в районе Голицына".

В небольших городах положение иное. Здесь идут затяжные войны между "Электросвязью" и ее районными "дочками", с одной стороны, и мелкими коммерческими телефонными провайдерами - такими, как "Реутов-Телеком", "Облсвязь", "777" - с другой. Предпочитающие оставаться анонимными операторы комментируют ситуацию так: "Электросвязь" специально создает телефонный дефицит в области. Это дает ей возможность продавать освобождающиеся телефонные номера по цене $1500 за номер, не заботясь о модернизации сетей. Областные связисты предпочитают искусственный дефицит здоровой конкуренции".

Несмотря на сопротивление со стороны областных коллег и на меньшую по сравнению со столицей платежеспособность населения, крупные московские компании все же начинают осуществлять некоторые проекты в области. "Центральный телеграф" (сеть "Центел") телефонизирует Люберцы, Королев, Химки, Мытищи и имеет планы по расширению своей сети в Одинцове и Железнодорожном. "Ростелеком" начал предоставлять свои услуги в Солнечногорске.

"В обозримом будущем стоит ожидать усиления интереса московских операторов к области, - считает Алексей Рокотян. - Столичный телекоммуникационный рынок весьма насыщен. Здесь высок уровень конкуренции. Жизнь в скором времени подтолкнет самые серьезные московские компании к освоению менее прибыльного, но и менее насыщенного рынка Подмосковья. "Комстар", во всяком случае, серьезно изучает такую возможность".

"Мы пойдем другим путем"

Многолетний застой в развитии областной телефонии подтолкнул Минсвязи к созданию специального проекта. План телефонизации Московской области был принят в декабре 1999 года на совместной коллегии Минсвязи, МГТС, областной "Электросвязи", "Центрального телеграфа", ОАО "Гипросвязь" и "Ростелекома". Именно этим операторам поручено качественно расширить телефонную связь в Подмосковье и развивать сеть в Москве.

Согласно плану Подмосковье будет разделено на несколько зон, подконтрольных тому или иному оператору. Создаются две новые номерные зоны - 498 и 499. "Зона 499 выделяется для расширения номерной емкости в Москве, - говорит Семен Рабовский. - Область будет переведена в зоны 096 и 498, а зоны 095 и 499 достанутся московским операторам".

"Центральный телеграф" получит право в пределах выделенных емкостей работать в зонах 095, 498 и 499. "Ростелекому" разрешено работать с зонами 095, 096, 498 и 499, а также обеспечивать взаимосвязь сетей московского региона с другими областями РФ. Про остальных операторов в проекте ничего не сказано.

Принятое Министерством связи решение способно улучшить и без того неплохую ситуацию с телефонизацией в Москве. Что же касается области, то передача "пятерки" Москве, скорее всего, скажется на телефонизации Подмосковья отрицательно. Предложенные меры больше похожи на подавление спроса, чем на увеличение предложения.

Пока Минсвязи разрабатывает проекты, наиболее обеспеченные жители области плюют на местные проблемы и покупают московские сотовые телефоны, а коммерческие операторы начинают изучать беспроводные стандарты типа CDMA. Александр Голышко так комментирует эту ситуацию: "Нужно повнимательнее присмотреться к беспроводным технологиям, рассчитанным на экономически эффективное обслуживание больших территорий. "Традиционные" телефонисты напрасно проявляют скепсис по отношению к беспроводным решениям". Что думает по поводу CDMA областная "Электросвязь", нам узнать не удалось: в офисе компании избегают общения с журналистами под тем предлогом, что новому руководителю компании необходимо два месяца на вхождение в курс дел.

Еще по теме