Top.Mail.Ru
архив

Превращение

Память о "прошлой жизни" определяет многое. Бывший комсомольский вожак Михаил Ходорковский,* создавая банк МЕНАТЕП, несомненно, имел в виду Межотраслевой центр научно-технического прогресса. Математик Борис Березовский, видимо, вспоминал о лекциях по матлогике, придумывая название "ЛогоВАЗ". Не избежали воспоминаний и Владимир Гусинский с Борисом Хаитом, основывая в 1989 году на паях с американской юридической фирмой Arnold & Potter СП "Мост". Каждый, конечно, подразумевал под этим названием что-то свое. Не слишком удачливый театральный режиссер Гусинский - театральные подмостки, а инженер-строитель Хаит - родной миитовский факультет "Мосты и тоннели". Одновременно подчеркивался и гуманитарный пафос совместного предприятия.

Легенды нового арбата

Название оказалось столь удачным, что, даже когда американские партнеры вышли из бизнеса, сохранило свою актуальность. На сей раз из-за созвучия с Москвой, в которой созданная на базе СП группа "Мост" стала играть одну из ключевых ролей. Гусинский и Хаит, обладающие родственными и деловыми связями с "цеховиками" еще доперестроечной эпохи, не могли не привлечь внимание прагматичного Юрия Лужкова. Тем более что Елена Батурина еще с середины 80-х была знакома с Еленой Гусинской. Они вместе работали в одной из организаций по регистрации кооперативов.

Не исключено, что именно "Мост" способствовал переходу власти в столице от Гавриила Попова к Лужкову. Взамен новоиспеченный мэр предоставил группе режим наибольшего благоприятствования. В ходе "приватизации по Лужкову" в собственности "Моста" оказалось немало московской недвижимости. Благодаря содействию мэра в распоряжении группы оказалось 7 зданий общей площадью более 70 тыс. кв. м. В Мост-банке сосредоточились все основные бюджетные счета города. С сугубо технологической точки зрения это было вполне оправданно. Гусинский и Хаит, хотя и не были профессиональными финансистами, сумели сформировать неплохую банковскую команду, переманив несколько классных специалистов из недавно обанкротившегося Внешэкономбанка СССР.

Юрий Лужков явно отводил Владимиру Гусинскому и его группе роль своего главного казначея. Не случайно даже главный офис "Моста" до недавнего времени размещался в том же здании СЭВ, где и мэрия.

Тесная связь Москвы и "Моста" не могла не настораживать конкурентов и журналистов. В 1992 году в "Литературке" появилась статья "Страх", автор которой - известный публицист Юрий Щекочихин назвал "Мост" грандиозной мафиозной структурой, скупившей половину Москвы. Чувства Щекочихина были тем более понятны, что группа "Мост" обладала едва ли не самой развитой на тот момент среди коммерческих структур службой безопасности. Поговаривают, что кое-кто из основателей "Моста" в своей "прошлой жизни" сотрудничал с Лубянкой и в благодарность к бывшим покровителям взял их на работу.

Как бы там ни было, но впечатлительных натур "мостовский" антураж действительно мог заставить содрогнуться. Во всяком случае, пара крепких ребят в униформе, стоящих на каждом "мостовском" этаже СЭВ, и парящая за ними имперская птичка, служащая эмблемой группы, очень сильно напоминали соответствующие декорации из фильма "Семнадцать мгновений весны".

Коржовые рукавицы

Однако излишняя демонизация едва ли способствует расширению бизнеса. А планов у "Моста" было громадье. Поэтому вполне возможно, что, когда группа ушедших из "Независимой газеты" журналистов обратилась к Гусинскому с предложением о сотрудничестве, бизнесмен на первых порах рассматривал собственный медиа-проект исключительно как средство информационной защиты. Как "Моста", так и Москвы.

В этой связи примечательно, что и газету "Сегодня", и возникшую позднее телекомпанию НТВ "Мост" поначалу финансировал на пару с банком "Столичный", который также претендовал на ведущие позиции в Москве.

Позднее, правда, партнеры разошлись. Александр Смоленский, владелец "Столичного", ухитрялся поддерживать одинаково хорошие отношения и с Юрием Лужковым, и с недолюбливавшим московского мэра влиятельным шефом службы безопасности президента Александром Коржаковым. У Гусинского так не получалось. Черная кошка, пробежавшая между "Мостом" и СБП, чей шеф обмолвился как-то, что любимое его занятие - "охота на гусей", росла не по дням, а по часам.

Первый предупреждающий звонок прозвенел в октябре 1994 года, когда после знаменитого "черного вторника" комиссия, возглавляемая тогдашним секретарем Совбеза Олегом Лобовым, обнаружила, что Мост-банк на обвале рубля заработал чуть ли не $12 млн. В ноябре того же года в проправительственной "Российской газете" появляется материал "Падает снег", в котором утверждается, что группа "Мост" готовит экономическую и политическую диверсию, цель которой - сделать президентом России мэра Москвы Юрия Лужкова. И наконец, в начале декабря 94-го сотрудники СБП демонстративно задерживают и обыскивают своих коллег из "мостовской" службы безопасности, бряцая оружием около все того же здания СЭВ.

"Мост" явно застали врасплох. Подчиненные Филиппа Бобкова не нашли ничего лучшего, как "взять в разработку" одного известного детективщика, имевшего неосторожность в одной из своих книг предвосхитить сценарий "наезда" спецслужбы на крупную коммерческую структуру.

По немедийному бизнесу группы был нанесен серьезный удар. "Мост" стал слишком подвержен политическим рискам, чтобы с ним иметь дело. Фирмы и вкладчики начали отзывать счета из Мост-банка. И, что самое неприятное, в надежности "Моста" усомнился и Лужков. Ресурсная база группы стремительно таяла. И если в мае 1994 года Владимир Гусинский мог рассуждать о том, что "сконцентрированные собственные средства просто необходимо инвестировать - в промышленность, в сельское хозяйство и т.д.", - то через год нельзя было и помыслить об участии "Моста" в начинающихся залоговых аукционах. Глава некогда могущественной группы прятался от шефа СБП в Лондоне и кусая локти наблюдал за взлетом ранее мало кому известных Владимира Потанина и Бориса Березовского.

Даешь свободу слова

Возможно, Гусинский со временем и разделил бы весьма незавидную участь также отсиживавшегося на туманном Альбионе Артема Тарасова, если бы у него не было СМИ. Оппозиционность всегда идет масс-медиа на пользу. Коржаков же сотоварищи предоставляли прекрасный шанс интерпретировать акцию у стен мэрии как попытку удушения независимой прессы. Тем более что ее освещение начинавшейся как раз тогда первой чеченской кампании существенно отличалось от официальной. Независимость (от власти) и динамизм "мостовских" СМИ неизбежно способствовали росту их популярности. Что было особенно важно в преддверии парламентских выборов.

"Мост" использовал свои медиа-ресурсы для формирования довольно мощного лоббистского корпуса в новой Госдуме. Партийная принадлежность роли не играла. Близкие к "Мосту" политики оказались и во фракции "Яблоко", и во фракции КПРФ.

Очевидно, именно тогда Гусинский осознал всю прелесть и перспективность применения политических технологий. Тем более что приближались президентские выборы и ценность медиа-активов существенно возрастала.

Путь в олигархи

Важность медиа-ресурсов "Моста" стали осознавать и другие. Возможности Гусинского влиять на общественное мнение по достоинству оценила еврейская община России. В начале 1996 года создается Российский еврейский конгресс (РЕК), президентом которого избирается Гусинский. Новая должность позволяла ему не только продвигать "мостовские" проекты в регионах, опираясь на местных предпринимателей - членов РЕКа, но и приобрести более респектабельный имидж на Западе.

Ведь тамошние журналисты жаловали "Мост" ничуть не больше, чем Юрий Щекочихин образца 1992 года. В частности, летом 1995 года газета The Washington Times опубликовала материал, в котором утверждалось, что Гусинский вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым и генералом Борисом Громовым входит в преступную группировку Иосифа Кобзона. А когда Кобзон предъявил газете иск, представители The Washington Times заявили, что сведения получены от ЦРУ.

Зато "прогрессивные силы" из ельцинского окружения, опасаясь, что влиятельная частная телекомпания станет раскручивать Геннадия Зюганова, проявили доселе никак не свойственное Кремлю внимание к "Мосту". Гендиректор НТВ Игорь Малашенко и главный "мостовский" лоббист Сергей Зверев были приглашены к участию в работе патронируемого Анатолием Чубайсом предвыборного штаба Бориса Ельцина. Отложенный из-за стычки с Коржаковым выход группы на серьезный федеральный уровень становился реальностью. Символично, что именно в 1996 году на флагштоках возле отделений Мост-банка наряду с традиционным московским Георгием и бело-голубым корпоративным флагом появился и российский триколор. У Гусинского появились все шансы догнать выбившихся вперед Потанина, Березовского, Ходорковского. Надо было только помочь Ельцину выиграть выборы.

А там можно рассчитывать на нечто большее, чем покупка "Газпромом" 30-процентного пакета акций НТВ за $120 млн. Заключенную незадолго до первого тура сделку с газовым монополистом сложно было рассматривать иначе чем аванс. Хотя и весьма примечательный. Не случайно "Мост" так активно сражался за освобождение и реабилитацию Сергея Лисовского и Аркадия Евстафьева, пойманных подчиненными Коржакова со знаменитой "коробкой из-под ксерокса". Ежечасные новостные выпуски, выходившие на канале НТВ, сыграли немаловажную роль в провале пресловутого ГКЧП №3.

Но это все же еще цветочки. Ягодками предстояло стать правительственным гарантиям на $140 млн, выданным под запуск спутника "Бонум-1", призванного поддерживать проект "НТВ+". Продлению тарифных льгот по передаче сигнала. Многомиллионным кредитам государственных Внешэкономбанка, Сбербанка и Внешторгбанка. Ну и конечно же аукциону по "Связьинвесту".

Из группы в холдинг

Был создан новый холдинг под названием "Медиа-Мост", в управление которого были переданы все "мостовские" СМИ. Злые языки поговаривали, что истинной задачей "Медиа-Моста" является оказание специфических PR-услуг крупным иностранным компаниям и руководителям стран СНГ. Однако едва ли Владимир Гусинский собирался замыкаться на политическом PR-е. Он начал (правда, неудачную) трансформацию в массовое издание газеты "Сегодня". Уже в 1996 году издавался еженедельник телевизионных анонсов "Семь Дней". Помимо использования уходящей корнями еще в советские времена популярности газет с телеанонсами этот еженедельник позволял раскручивать различные теле- и кинопроекты, реализуемые другими подразделениями "Медиа-Моста", которые также едва ли можно назвать сугубо политическими.

Тогда запускалось спутниковое телевидение "НТВ+" и дециметровое ТНТ. Сергей Газаров - давний приятель Гусинского по театральному училищу - снимал на деньги "КиноМоста" свою версию гоголевского "Ревизора". А годом позже компания "Русское Видео", контрольный пакет которой Гусинский купил у своего коллеги по РЕКу влиятельного питерского бизнесмена Михаила Мирилашвили, начала производство знаменитых "Ментов".

Были у "Медиа-Моста" планы по развитию сети мультиплексов на базе нескольких купленных кинотеатров, для чего предполагалось привлечь средства крупнейших западных финансовых институтов. Таких, например, как Goldman Sachs и Credit Swiss First Boston. "Мост" уже тогда собирался стать ключевым игроком в индустрии развлечений.

Кстати, широкомасштабные инвестиционные планы начали отодвигать на второй план политтехнологическую деятельность Гусинского. Примечателен в этой связи эпизод, описываемый Анатолием Чубайсом в книге "Приватизация по-российски". Весной 1998 года, после второго провала Сергея Кириенко на думском голосовании по кандидатуре премьера, Чубайс упрекнул главу "Медиа-Моста" в очередных олигархических кознях. Гусинский в ответ высказался в том духе, что, дескать, не надо думать, что один Чубайс "тут всем заправляет". Однако добавил при этом, что на третьем решающем голосовании Кириенко должен пройти. "Я не сумасшедший. У меня через два месяца акции должны проходить котировку на NYSE. Для меня это вопрос жизни и смерти, дело серьезное, а тут вы со своим Кириенко. Ясно, что проголосуют "за", - мотивировал олигарх.

Если бы у бабушки…

Впрочем, во время битвы за "Связьинвест" Гусинский не особо задумывался о поддержании стабильности. Но его поведение можно оправдать. "Понятия" были нарушены. И не виноват глава "Медиа-Моста" в том, что на сей раз, наученный горьким опытом 1994 года, пытался угодить и нашим и вашим, балансируя между окончательно разошедшимися к моменту проведения аукциона Анатолием Чубайсом и Борисом Березовским.

В конце концов цель оправдывала средства. Доступ к управлению телекоммуникационным холдингом позволял Владимиру Гусинскому не только и не столько "печь президентов как пирожки" (как выразился Максим Бойко, возглавлявший тогда Госкомимущество), но и существенно увеличить объем продаж своих медийных продуктов. А это, в свою очередь, делало его независимым от расстановки сил в высших эшелонах власти.

Только сформированный ОНЭКСИМом консорциум Mustcom Ltd., чье участие в аукционе изначально мыслилось как чисто номинальное, взял да и поставил сумму, заведомо превышающую ту, которую собирался заплатить промостовский TeleFAM B.V., рассчитавший все до копейки.

Так или иначе, но шаткое равновесие, которое пытался сохранить "Мост", было нарушено. "Связьинвестовская" пощечина заставила Гусинского занять сторону Березовского. И снова уйти в политический PR. Широко разрекламированный проект ЮКСИ (объединение ЮКОСа и "Сибнефти") должен был продемонстрировать, что олигархи не собираются сдаваться. Создание нефтяного "монстра", обладающего довольно высокими шансами получить в будущем контроль над "Роснефтью". Фактическая консолидация информационной политики двух крупнейших телеканалов ОРТ и НТВ, а также других СМИ, входящих в сферу интересов Гусинского и Березовского. Переговоры о слиянии "СБС-Агро", МЕНАТЕПа и Мост-банка - трех далеко не самых мелких кредитных учреждений. Все это неизбежно наводило на мысль о том, что политические и экономические процессы в стране действительно могут пойти по тому сценарию, который нужен Березовскому, Гусинскому, Ходорковскому и Смоленскому.

Но, как говорится, если бы у бабушки… Открытое противостояние олигархов с чубайсовской командой и скрытое - с черномырдинской (достаточно вспомнить предпринятые весной 1998 года попытки сместить главу ЦБ Сергея Дубинина; да и с отставкой самого ЧВС тоже отнюдь не все ясно) привело к тому, что власть и бизнес не смогли как следует подготовиться к отражению надвигающегося кризиса. Война на два фронта редко бывает эффективной.

Только чудом "Мосту" удалось еще до рокового августа избавиться от пакета ГКО и погасить синдицированный кредит, выданный группой западных банков, возглавляемых британским NatWest.

Возвращение к истокам

Однако на размещении акций "Медиа-Моста" на NYSE пришлось поставить крест. А тысячи вкладчиков, кинувшихся отзывать свои депозиты, поставили Мост-банк на грань краха. Что, в свою очередь, неизбежно привело бы к остановке текущей деятельности группы. В том числе и медиа-холдинга. (К тому же, по слухам, у банка оставалась некоторая весьма специфическая клиентура, ссориться к которой было небезопасно. Поговаривают, что во многом из-за нежелания сталкиваться с ней из "Моста" в ноябре 98-го ушел Александр Поляков - пожалуй, единственный случай ухода одного из топ-менеджеров группы.)

Владимир Гусинский начал искать пути спасения банка. Первым вариантом стал альянс с пока еще дееспособным ОНЭКСИМом и МЕНАТЕПом. Былые распри с Владимиром Потанином были забыты. Возможно, глава ОНЭКСИМа пошел на помощь своему бывшему врагу, рассчитывая, что тот, используя свои связи в международных еврейских деловых кругах, облегчит его переговоры с западными кредиторами. Таких, например, как Lehman Brothers.

Однако Гусинский не смог (или не захотел) помочь своему партнеру. Собственно говоря, и его самого западные собратья по вере не слишком спешили поддержать, несмотря на осуществляемую "мостовскими" СМИ активную раскрутку антисемитских выпадов генерала Макашова.

Зато в поле зрения "Моста" появился новый (а вернее, обновленный) "спасательный круг". Юрий Лужков.

Отношения с московским мэром у Владимира Гусинского были уже не столь радужными, как на заре появления группы "Мост". Именно столичный градоначальник не дал олигарху заполучить "Мосфильм". Он же призывал покарать "Мост" за демонстрацию по НТВ кинофильма "Последнее искушение Христа".

Правда, наряду с этим Лужков на редкость спокойно отнесся к тому, что счета "Метрополитена" из рухнувшего в одночасье Монтажспецбанка были переведены в Мост-банк. Не говоря уже о том, что он по-прежнему обслуживал некоторые столичные бюджетные счета. Весьма вольготно чувствовали себя на столичном страховом рынке "Спасские ворота".

Возможно, такой дуализм объяснялся тем, что банк и страховая компания были все же в значительной степени вотчиной Бориса Хаита. А тот в отличие от своего партнера по бизнесу никогда не произносил громких фраз вроде "Лужков мне не друг".

Новые бюджетные счета, открытые в Мост-банке, поручительство перед Виктором Геращенко за стабилизационный кредит, первый транш, выданный на раскрутку "Отечества", конечно, решали многие проблемы Гусинского. Но далеко не все.

К тому же масштабная PR-кампания, в которой был заинтересован новый заказчик, требовала значительных ресурсов. А несмотря на то что на "Отечество" работала вся Москва, характерный для всей страны послекризисный инвестиционный голод давал себя знать. Условия low-budget заставляли "Мост" минимизировать издержки. Отсюда - внимание к Интернет-проектам. Активное производство "домашних" телесериалов, которые дешевле импортных "санта-барбар", но не менее продуктивны в плане возможностей по удержанию зрительской аудитории. "Бегство" Сергея Доренко от "Ментов" - наглядное тому подтверждение. Стоит вспомнить также, что в самый горячий период, накануне парламентских выборов, телекомпании, входящие в "Медиа-Мост", транслировали по два-три новых отечественных телесериала.

"Мост" в паутине

Парадоксально, но факт. Для поддержания своей политической активности "Медиа-Мосту" приходилось брать деньги, что называется, с рынка. Поэтому проигрыш "Отечества" (во многом обусловленный тем, что Лужков и Примаков не до конца доверились пиарщикам Гусинского) не стал абсолютным фиаско для "Моста".

Более того, несмотря на очень серьезное давление со стороны Кремля, экономическая конъюнктура в принципе благоприятствует Гусинскому. Он является одним из немногих российских бизнесменов, чьи активы позволяют по максимуму использовать наблюдающийся сейчас Интернет-бум. В его распоряжении есть медиа-ресурсы, способные наполнить контентом любой сетевой проект. Есть высокотехнологичный банк и сопутствующие структуры, обладающие возможностями для поддержания Интернет-торговых операций. Наконец, "Мосту" все же удалось застолбить местечко в совете директоров "Связьинвеста". (Не исключено, что Владимир Гусинский, используя свои связи в еврейских кругах, сумел перекупить долю Джорджа Сороса, разочаровавшегося в своих российских инвестициях.)

Таким образом, есть где раскрутиться. Это, конечно, не AOL Time Warner, но все же. У Владимира Гусинского есть все шансы превратиться из олигарха в настоящего бизнесмена. Главное только, чтобы долги не утянули вниз.

* признан в России иностранным агентом.

Еще по теме