Примаков и пустота
В России новая напасть - борьба с коррупцией. Первая цель уже определена - главный олигарх Борис Березовский, не заметивший изменений правил игры на российском политическом Олимпе. На борьбу с ослабевшим олигархом Евгений Примаков и Николай Бордюжа бросили все средства, имеющиеся в их распоряжении. Практически все силовые ведомства занялись «разработкой» компаний, находящихся под контролем Березовского.
Спору нет: деятельность Бориса Березовского действительно зачастую входит в компетенцию только правоохранительных органов. Нормальное государство просто обязано разбираться с тем, как исполнительный секретарь СНГ захватил «Сибнефть», ОРТ и «Аэрофлот». Пожалуй, ни один бизнесмен в стране не несет такой ответственности за провал первой попытки экономических реформ. Однако настораживает тот пыл, с которым взялся за Березовского государственный репрессивный аппарат. При тех политических возможностях, которые имеют Примаков и Бордюжа (сегодня фактически вся государственная машина подчинена председателю правительства и главе президентской администрации, а их идеи не находят серьезных оппонентов ни в Кремле, ни в силовых ведомствах, ни даже в Госдуме), они запросто могли бы скрутить Березовского без всякого шума.
Однако, вместо того чтобы тихо и не спеша положить конец карьере исполнительного секретаря СНГ, люди в погонах устроили настоящее шоу. «Альфа» гремит, Генпрокуратура ухает, ФСБ грозит кулаками... Возникает вопрос: а с чего бы это? Подобное шумовое сопровождение явно не в стиле разведчиков, привыкших работать в тишине и покое.
Иными словами, правительство запело песню о борьбе с коррупцией на такой высокой ноте, что оборвать ее просто так оно уже не сможет. После того как Примаков победит Березовского (а в этом сомневаться не приходится), потребуется новая цель для разоблачений - например, «Газпром» или ОНЭКСИМбанк, за ними еще кто-то, потом еще...
В принципе такое нестандартное для последнего времени поведение государственного аппарата можно легко объяснить, если взглянуть на последние кадровые отставки и назначения. По-настоящему большими деньгами сегодня в стране обладает лишь крайне узкий круг министерств и компаний. И вот какое странное совпадение - именно там-то и происходит ротация кадров. Сменились первый зампред Таможенного комитета и глава «Ростека» - организации, через которую идут миллиардные таможенные платежи. Поменялся руководитель в «Росвооружении» - фактическом монопольном торговце военной техникой. Все больше накаляются страсти в Минатоме и Министерстве путей сообщения. Расследования громких уголовных дел так или иначе выходят на финансово-промышленные империи Вяхирева (дело Центробанка) и Потанина (напомню: вице-президента ОНЭКСИМбанка Кошеля из тюрьмы пока никто не выпускал).
Вряд ли старые хозяева станут безучастно наблюдать за действиями своих противников. Однако новый передел собственности - а именно так называется процесс, идущий в России, - крайне опасен не только своими политическими последствиями. Схватка за лакомые куски собственности отвлекает власти от решения по-настоящему актуальных вопросов. Экономический кризис разрастается, а правительство по сути бездействует. Кабинет министров не в состоянии предложить каких-то логически оправданных решений экономических проблем, все более скатываясь к банальному переделу собственности.
Пустота - именно так можно охарактеризовать главное ощущение от действий правительства. И именно эта пустота заполняется борьбой с коррупцией.