Top.Mail.Ru
архив

Профессиональный собственник

Быть профессиональным собственником бизнеса и быть эффективным руководителем - это две совершенно разные профессии

Константин Бакшт, генеральный директор компании

Почему в России тяжело развивается малый и средний бизнес? Очевидный ответ, сразу приходящий на ум: "Потому что наше государство не помогает развитию малого и среднего бизнеса". Очевидный, но неверный. Редко когда в истории массовое развитие бизнеса шло за счет прямой помощи государства. Наоборот, часто именно капиталы купцов, промышленников, торговцев помогали государству в переломные моменты истории. Так поднялась и отвоевала свою независимость от Испании Голландия, так развивалась Англия. Откуда у нас это стремление жить и вести бизнес под патронажем?

Основные проблемы малого и среднего бизнеса в России - в самих российских предпринимателях.

Во-первых, это непонимание, чем профессиональный руководитель отличается от профессионального собственника бизнеса. Как результат - строительство вместо полноценного бизнеса "самостоятельно организованных рабочих мест".

Владельцы бизнеса не осознают, что быть профессиональным собственником бизнеса и быть эффективным руководителем - это две совершенно разные профессии. Профессиональный собственник бизнеса должен строить управление бизнесом таким образом, чтобы самому вообще не участвовать в управленческой текучке. Не подписывать документы (кроме учредительных), не посещать ежедневно офис. К сожалению, большинство российских собственников бизнеса владеют не бизнесами, а "самостоятельно организованными рабочими местами". Они в своих компаниях - главные исполнители, ответственные за все "человеки-оркестры". Вкалывают без отдыха с утра до позднего вечера и по выходным. А пока они занимаются текучкой, стратегическим развитием бизнеса не занимается никто.

Во-вторых, это неумение правильно подбирать кадры. Набираем кадры, как все, и результат, как у всех, отвратительный. Чтобы успешно набирать кадры, также нужна эффективная технология. Многим собственникам бизнеса кажется, что им не на кого опереться. Действительно, во многих компаниях просто не хватает руководителей, особенно среднего звена. Их мало, потому что используются слабые, порочные, крайне неэффективные технологии набора персонала. Руководители просто боятся набирать кадры. Запускают набор, когда уже некуда деваться. Набирают, кого получится. А потом жалуются, что сотрудники не те, квалификация низкая. А ведь можно подбирать перспективных и достаточно профессиональных сотрудников. Только для этого нужно использовать совершенно иную, мощную и эффективную технологию набора людей. Конкурсный отбор на основе ассессмент-центра.

В-третьих, собственники бизнеса не знают ключевых технологий, необходимых для эффективного построения дела. Соответственно на их предприятиях эти технологии не внедрены и не используются. И если данным технологиям не учат в вузах, это еще не повод, чтобы не освоить их самостоятельно. Во многих российских компаниях не выстроен даже финансовый менеджмент. В управлении финансами - полный бардак. Сильные продажи тоже не выстроишь "на коленке". Для этого надо внедрить в своей компании технологию "профессионального отдела продаж". Многие ли руководители производственных предприятий хотя бы читали "Принципы научного менеджмента" Фредерика Тейлора? Принципы Тейлора используются на любом уважающем себя производственном предприятии на Западе. Но не у нас.

Большинство российских собственников бизнеса просто не хотят изучать и внедрять серьезные технологии ведения бизнеса. Боюсь, единственный учитель, к которому они прислушаются, - это конкуренция. Но в этот момент для многих из них учиться будет уже слишком поздно.

Еще по теме