Top.Mail.Ru
бизнес

Пронести мимо кассы

Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ / Legion-Media

Американские ритейлеры перестают справляться с магазинным воровством. Каждый день кражи из магазинов наносят торговле США убытки в $45 млрд. В России наблюдается аналогичная тенденция: местные шоплифтеры выносят без оплаты около 5% от прибыли торговых сетей. Борьба с магазинными ворами продолжается — в России уже готов прототип системы видеонаблюдения, чей алгоритм будет уметь анализировать положение тел и движения рук покупателей, сообщили опрошенные «Компанией» эксперты.

За последние три десятилетия уровень воровства в магазинах снизился, отмечает Bloomberg. При этом в данных ФБР сказано, что в 2019 году около 22% всех случаев воровства в США пришлись на кражи в магазинах — эта доля почти удвоилась с 2000 года (13%). Пандемия только поспособствовала росту показателей: бум онлайн-торговли существенно упростил перепродажу украденных вещей.

По данным американской торговой ассоциации, воровство в розничных магазинах приводит к ежегодным убыткам в размере $45 млрд. Национальная ассоциация по предотвращению краж в магазинах (NASP) США насчитала ущерб примерно в $50 млрд в год. При этом для ритейлера убытки из-за краж составляют в среднем 1,7% от всех валовых продаж.

По разным оценкам, каждый год в США происходит от 330 до 440 млн краж в магазинах, 1–1,2 млн случаев воровства ежедневно или 50 тыс. краж в час. К таким показателям причастны порядка 27 млн американцев. В среднем стоимость унесенного вором варьируется от 2$ до $200.

В июне этого года в Сети появилось видео, снятое в одной из аптек Walgreens в Сан-Франциско: вор складывает в мешок для мусора товары с полок, а после совершенно спокойно уезжает на велосипеде. Этот ролик стал вирусным, пользователи в соцсетях начали выкладывать видеозаписи с аналогичными кражами. Эксперты заявили об обострении проблемы краж из магазинов и аптек в городе и стране, отмечает агентство. Именно по этой причине Walgreens закрыла пять из 53 точек в Сан-Франциско.

Несмотря на резонанс в СМИ, который зачастую вызывают кражи с полок, магазины очень неохотно предоставляют точные данные или участвуют в исследованиях проблем с воровством, заявила исследователь феномена кражи Рэйчел Штейр. «Ритейл считает, что это не в его интересах. Магазины крайне скупы на любую информацию, думая, что у них есть проблемы посерьезнее», — объяснила эксперт агентству.

Отечественные убытки

«Россия ничем не отличается от других стран. Воровство есть в Европе, в Америке… Почему его не должно быть в России?» — рассуждает в разговоре с «Компанией» эксперт по рынку ритейла Андрей Карпов. По его словам, подробной статистики в стране нет, поэтому невозможно определить наиболее «страдающие» от воровства секторы ритейла. «Воруют везде, во всех магазинах. В целом, это достаточно приличные суммы», — добавил эксперт.

В среднем убытки из-за краж могут составлять порядка 5% от прибыли торговых сетей, считает он. Карпов отметил, что этот показатель схож со среднемировым, а выявить точные цифры довольно сложно, поскольку магазины обычно не раскрывают информацию об этом.

В декабре прошлого года в сети универмагов «Верный» (объединяет более 930 магазинов в Москве, Подмосковье, Северо-Западном, Уральском и Поволжском федеральных округах) заявили об увеличении краж продуктов в четвертом квартале 2020-го на 12-15%. Показатель относительно 2019 года подскочил на 22-25%, рассказывал представитель компании «Коммерсанту». В «Верном» связали рост краж с падением доходов населения.

В другой неназванной крупной сети считают, что увеличение случаев воровства может быть связано с сезонностью, поскольку в конце года криминальная статистика всегда увеличивается из-за большего потока людей, отметило издание.

Один из его источников сообщал, что тема воровства в магазинах остается табуированной — игроки рынка уверены, что любое ее упоминание в СМИ лишний раз может подтолкнуть людей к кражам. «У магазинов информация о кражах закамуфлирована в общих потерях. Не всегда можно определить, какой продукт был украден, а какой — был испорчен, — добавил Андрей Карпов. Он привел пример с овощами и фруктами — у них есть стадии усушки при хранении. Пропавшие из-за воровства или по естественным причинам продукты ритейл записывает в общий список потерь, сказал эксперт.

Что воруют

Но иногда магазины все же публикуют данные о кражах. Так в сентябре 2020 года поступила сеть алкомаркетов «Красное и Белое». Ритейлер составил топ-5 самых популярных товаров, которые покупатели предпочитают уносить без оплаты:

  1. Товары с символикой сети. В частности, брелоки с фирменным стаканчиком. В «Красном и Белом» отмечали, что среди взрослых посетителей брелоки-фонарики (25%) оказываются в карманах мужчин и подростков-мальчиков, а значки (32%) и брелоки-браслеты (27%) в карманах женщин и подростков-девочек.

  2. Алкоголь. Чаще всего граждане «по чистой случайности» незаметно выносят водку (52% от общего числа краж по этому сегменту), коньяк (41%), а также пиво и вино (7% по двум показателям).

  3. Шоколад. Особое внимание воры отдавали шоколадным батончикам (32%) и дорогому шоколаду (28%), шоколадным яйцам (18%) а также шоколадным наборам (15%).

  4. Снеки. У воров особенно популярны сухари (41%), сушеная рыба (22%), чипсы (17%) и семечки (14%). 6% от общего числа краж по этому сегменту приходится на другие товары.

  5. Скоропортящиеся продукты питания и икра. Россияне любят также уносить из магазинов «Красного и Белого» сыр (29%), колбасу (24%), сосиски (14%), молоко и хлеб (по 10% каждого вида), сливочное масло (8%), 15% приходится на другие товары сегмента. Ежегодно из-за предприимчивых граждан сеть теряет сотни банок икры, заявили в алкомаркете.

«Заявления о кражах в магазинах поступают в полицию ежедневно», — сообщал источник ТАСС в правоохранительных органах в апреле 2021-го. В этом году алкоголь, а точнее водка и коньяк, стали наиболее популярными товарами, которые воруют из московских магазинов. При этом стоимость одной украденной бутылки в среднем не превышает 600 рублей. По данным собеседника агентства, реже воруют вино, шампанское и виски, а цена на эти товары иногда достигает даже более 250 тыс. рублей и выше.

Кража — это тайное хищение чужого имущества. В случаях, когда стоимость украденного превышает 2,5 тыс. рублей, в России предусмотрена уголовная статья за преступление (ст. 158 УК РФ «Кража»). Все, что ниже 2,5 тыс. рублей — это административная статья за правонарушение (ст. 7.27 КоАП «Мелкое хищение»).

Регулярно представители магазинов заявляют о пропажах с витрин дезодорантов и шампуня. В парфюмерных магазинах недосчитываются средств для лица и кремов, а также декоративной косметики, парфюмерной воды различных брендов. Средняя цена похищенных товаров составляет до 20 тыс. рублей, но бывают исключения.

Если говорить об электронике, в Москве чаще всего крадут чехлы для гаджетов, телефоны, видеорегистраторы, зарядные устройства, а также эпиляторы и часы. В магазинах одежды — куртки, брюки, джемперы и обувь. «В магазинах воруют и книги, в том числе дорогостоящие», — заключил собеседник агентства.

Кто крадет

Воровство можно разлить на две части: осознанное или случайное, говорит Карпов. «Многие покупатели могут вспомнить случаи, когда они не оплатили покупку по разным причинам: положили в карман какую-то мелочь или оставили что-то в детской коляске. Это относится к категории неосознанного воровства — человек купил товары на гораздо большую сумму, чем он утаил», — объяснил эксперт. По его словам, и осознанное воровство делится на категории: кражи со стороны самих сотрудников магазина и покупателей. При этом и те, и другие крадут в соотношении 50/50, уточнили «Компании» в информационно-консалтинговом агентстве Infoline.

По данным «Красного и Белого», чаще других (31%) уносят продукты с полок без оплаты малоимущие, пенсионеры и люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Они идут на преступление вынуждено. Обычно они крадут продукты питания и товары первой необходимости.

Именно кража является самым распространенным преступлением среди пенсионеров. По данным признанного в России иноагентом издания «Важные истории», в 44% случаев пенсионеры получали за кражу в 2019 году условное наказание.

Кроме того, ущерб от каждой третьей кражи, совершенной пенсионерами с проникновением в жилище или хранилище, не превышает 2,5 тыс. рублей, а «значительный ущерб» в 38% краж пожилых россиян — не больше 10 тыс. рублей.

прочитать весь текст

23% магазинных воров — молодежь 12-18 лет. Их интересуют легкий алкоголь, энергетики, лапша быстрого приготовления и снеки. Кражи молодых людей носят стихийный характер, они быстро вычисляются и пресекаются, заявляли в сети. Еще 2% воров — это дети 3-7 лет, которые приходят вместе с родителями и незаметно берут понравившуюся игрушку или продукт. Такие «кражи» довольно быстро разрешаются по обоюдному согласию сторон.

Кражи из-за разных психических расстройств совершают 17% пришедших в магазин. Им важен сам факт совершения преступления. Довольно часто они идут на такие кражи неосознанно и спонтанно.

Отдельная категория — профессиональные магазинные воры или шоплифтеры. Их доля составляет 27% от общего числа краж в «Красном и Белом». «Они наиболее активны и агрессивны, для них воровство — это, своего рода, спорт и способ получения адреналина, поэтому их кражи носят систематический характер», — объясняли в сети. Шоплифтеры отлично ориентируются в законах и зачастую имеют психологическое преимущество перед сотрудниками магазина.

После введения режима изоляции в марте 2020 года изменился социально-демографический состав воров из магазинов. По данным РБК, резко увеличились кражи людьми в возрасте старше 30 лет. Если до карантина более 60% попыток хищения совершали молодые люди младше 30 лет, то в марте-апреле 2020 года их доля упала до 33%. При этом более 62% происшествий было связано с людьми в возрасте от 30 лет. Эксперты издания отмечали, что среди шоплифтеров появились мужчины и женщины респектабельного вида в возрасте 35-50 лет. Они не исключали, что это те люди, которых работодатели отправили в неоплачиваемый отпуск. Также данные торговых сетей свидетельствуют о падении количества попыток хищения в пьяном виде.

Профессия — вор

Оксфордский словарь подразумевает под термином «шоплифтинг» магазинное воровство, при котором товар похищается незаметно и без применения силы. В каждой стране есть целое движение шоплифтеров, которые в соцсетях не только хвастаются «награбленным» за одну вылазку, но и предлагают различные услуги.

К примеру, парфюмерную воду бренда Tom Ford в одном из Telegram-каналов шоплифтеров можно купить за 7,5 тыс. рублей, тогда как в магазине профессиональной косметики и парфюмерии «Золотое яблоко» она обойдется без скидок в 20,4 тыс. рублей. Также в этом «магазине» можно купить кофе, зубные пасты, книги, товары для детей, умные часы и колонки, а также замороженную свиную шею за полцены. Однако чаще всего шоплифтеры продают мужскую одежду.

Кроме того, покупатели могут оставить заявки на покупки. Достаточно прислать в чат скриншот из официального онлайн-магазина с желаемым товаром и предпочитаемой стоимостью и не забыть отметить свой город проживания. Далее с пользователем связывается заинтересованный шоплифтер. Сделки совершаются напрямую или «через гаранта». При этом у Telegram-канала есть собственный «белый лист» гарантов и инструкции для новичков о том, как не попасться в руки «фейков».

У каждого шоплифтера есть собственные методики, средства для обмана охранников, видеонаблюдения, защитных магнитов (алармы) и охранных ворот возле касс. Дополнительные устройства можно закупить в специально созданном магазине по довольно солидным ценам. К примеру, «глушилка» от определенного типа охранных ворот будет стоить $550 (более 38,6 тыс. рублей), «универсальная» — уже $1 тыс. (70,2 тыс. рублей). Устройство для «взлома» магнитов на продаваемой одежде обойдется в $175 (12,3 тыс. рублей), специальная ткань, дающая возможность пройти через «рамки», — $70 (почти 5 тыс. рублей) за метр.

Как ритейл борется с шоплифтерами

«Борьбу с кражами в рознице можно вести, например, с помощью системы распознавания лиц. Она позволяет уже на входе в торговый зал идентифицировать тех, кто ранее уже попадался на воровстве», — объяснил «Компании» эксперт по системам безопасности «КРОК» Артем Романов. По его словам, для лучшего распознавания людей, важно правильно выбирать модели и места размещения видеокамер, чтобы не было «засветов».

Если говорить о крупных торговых сетях, то все они имеют интеллектуальные системы видеонаблюдения с алгоритмами искусственного интеллекта, уточнил в разговоре с «Компанией» директор по продуктам Ivideon Заур Абуталимов. Эти системы, по его словам, помогают составить портрет покупателя, анализировать аудиторию, оптимизировать трудозатраты, отслеживать подозрительные кассовые операции и прочее.

Абуталимов отметил, что, к примеру, камеры с AI-алгоритмами, разработанные японским телекоммуникационным гигантом NTT вместе со стартапом Earth Eyes, научились определять шоплифтеров: устройство сканировало потоковые видео в режиме реального времени и анализировала позы человека. «При подозрительных телодвижениях система оповещала сотрудника магазина о возможном нарушении», — объяснил он.

Российские специалисты разрабатывают аналогичные решения. Уже сейчас в стране создается система видеонаблюдения, способная фиксировать воровство и подмену ценных товаров. По словам Абуталимова, прототип уже готов, а окончательная разработка будет готова через год. «Первые тесты пройдут в Москве и Калужской области. Алгоритмы этой разработки, как ожидается, будут анализировать поведение покупателей, положение их тел и движения рук», — отметил эксперт.

Пока ведется разработка, игроки российского розничного рынка для борьбы с шоплифтерами применяют так называемые «черные списки» покупателей — это база данных клиентов, которых ранее уже ловили на краже или в совершении других нарушений. «Когда такой клиент входит в торговое помещение, интеллектуальная система распознает его и немедленно уведомляет об этом менеджера, который в свою очередь принимает соответствующие меры», — объяснил Абуталимов.

Сегодня видеоустройства умеют не только «ловить» магазинных воров, но и составлять их собирательный портрет. Так, разработчик программных решений BIT с помощью данных системы распознавания лиц в торговых сетях установил, что чаще всего кражи в магазинах совершают в состоянии алкогольного опьянения мужчины до 35 лет, без постоянного дохода. Также камеры способны подсчитать недостачи и определять похищаемые товары, добавил эксперт.

Новые технологические решения разрабатываются по запросам бизнеса. «В России воровство в магазинах становится для ритейлеров серьезным налоговым риском: недостачи товаров всегда привлекают внимание налоговых органов, которые требуют от ритейлеров платить налог за каждую недостачу. В свою очередь, наблюдение за посетителями и сотрудниками позволяет ритейлерам несколько снизить убытки», — заключил Абуталимов.

Еще по теме