Протестанты
ОЧЕНЬ многие российские средства массовой информации поспешили облить грязью "антиглобалистов из Сиэтла", которые приехали в Прагу и причинили "беспокойство" господам из Международного валютного фонда и Мирового банка. В то время как во всем мире ищут ответ на вопрос, что же представляет собой это новое движение протеста, пытаются понять, как оно возникло и почему ширится, подавляющее большинство российских журналистов уже безапелляционно заявили о своем негативном к нему отношении.
Почему? На мой взгляд, потому, что в России еще не началось широкое обсуждение проблем глобализации. А также и потому, что слишком многие застряли на этапе ненависти к коммунизму и безоговорочной любви к капитализму. Поэтому все, кто в какой-либо форме выступает с критикой современного мирового порядка (другими словами, капитализма), считаются коммунистами или их близкими сторонниками.
Но дело в том, что капитализм бывает разным. Это хорошо известно европейцам, японцам, латиноамериканцам. В различных частях земного шара капитализм приобретает свои отличительные черты. И, следовательно, процесс глобализации может приобретать совершенно различные формы в зависимости от типа капитализма, который преобладает в той или иной стране.
Выступать с упреками и обвинениями в адрес "антиглобалистов" за то, что они ставят под сомнение правильность капиталистического пути развития, стало не только неактуальным, но и немодным. Да, протестанты, из-за которых Прага перешла на осадное положение, которые разорили и подожгли ресторан McDonald's, которые нанесли увечья десяткам полицейских Вацлава Гавела, выступают против глобализации с лозунгами, порой весьма странными. Справедливо и то, что такие методы никак не могут помочь решению проблемы бедности подавляющего большинства населения, и то, что в этом движении протеста мы видим корпоративные элементы, защищающие свои собственные интересы (например, американские профсоюзы, которые выступают против использования более дешевой рабочей силы из Азии). Среди антиглобалистов есть и экстремисты, и фантазеры, которые считают своей главной задачей спасение черепах на островах Тихого океана, забывая о том, что транснациональные компании используют рабский труд десятков миллионов детей.
Все это так. Не со всем в движении антиглобалистов можно согласиться. Но при этих оговорках надо сказать спасибо "протестантам из Сиэтла" за то, что у них хватило мужества - пусть это кому-то и не нравится - решительно выступить против политики международных финансовых организаций.
В этой связи возникают три основных вопроса. Во-первых, Международный валютный фонд допустил слишком много ошибок, чтобы считать себя выше всякой критики. Самым ярким примером ошибок МВФ является политика в отношении России и Индонезии. И весьма показательно, что российские средства массовой информации помалкивают на этот счет. Рецепты МВФ оказались технически неэффективными и привели к катастрофическим последствиям. Попытки применить их в других странах приведут только к новым бедам.
Но помимо ошибок МВФ можно упрекнуть и в легковерии. По политическим соображениям России щедро предоставлялись кредиты, но никто не позаботился проверить, соответствует ли использование денег российским правительством критериям, установленным самим фондом. На МВФ лежит половина ответственности за разбазаривание кредитов (остальные 50% - на коррумпированной российской элите). Об этом открыто заявляет комиссия конгресса США, которая искала ответ на вопрос: "Кто привел Россию к краху?"
И наконец, международному сообществу следует заинтересоваться проблемами демократии. Кто решает, куда и каким образом направлять деньги, принадлежащие всем? Кто устанавливает критерии, на основе которых формируется политика международных финансовых организаций, и как выбираются их административные структуры? В настоящее время они напоминают никем не контролируемые тайные сборища, которые действуют в интересах узких групп, сконцентрировавших в своих руках мировую политическую и экономическую власть. Все это противоречит интересам мирового сообщества и интересам здорового капитализма. Стремление исключить конкуренцию, используя политически некорректные методы, очень характерно для дикого и неэффективного капитализма.
Прежде чем сходу отвергать требования "антиглобалистов из Сиэтла и Праги", следовало бы найти ответы на эти вопросы. Россия в равной степени заинтересована в этом. И было бы хорошо, если бы российские журналисты попытались понять это.