Top.Mail.Ru
архив

Процент имеет значение

В течение двух недель большинство российских банков, работающих на рынке частных вкладов, снизили на 0,5 – 2 пункта ставки по депозитам населения. В большинстве официальных комментариев говорится, что пойти на этот шаг банки подвигло решение ЦБ о снижении ставки рефинансирования. Однако главная причина вовсе не новые условия денежного равновесия. Банки снижают доходность рублевых депозитов, чтобы не рассчитывать подоходный налог для своих клиентов, который возникает в результате действий ЦБ.

Собственно сама ставка рефинансирования не имеет для российской финансовой системы большого экономического смысла. Коммерческие банки уже давно не кредитуются у ЦБ через схему рефинансирования. Гораздо более точным индикатором стоимости денег в экономике служит, например, ставка по операциям репо или стоимость годовых гособлигаций на открытом рынке. Особенных изменений с этими ставками с начала года не происходило – они колебались вслед за ликвидностью финансовой системы. Так что у большинства банков не было особых предпосылок изменять ставку по депозитам, объясняя это новыми экономическими условиями.

Что действительно изменил ЦБ, понизив ставку – так это налоговые последствия открытия рублевого депозита в коммерческом банке. Дело в том, что понизить ставку комбанки вынудила норма, согласно которой на проценты по банковским депозитам начисляется 35-процентный подоходный налог, если ставка превышает 3/4 ставки рефинансирования Банка России (сейчас ставка - 18%) в рублях или 9% годовых в валюте. Налог насчитывается на разницу между фактической и нормативной процентной ставкой. Эта норма была введена еще во времена расцвета кредитно-депозитных «зарплатных» схем, когда банки начисляли тысячи процентов годовых на депозиты частных вкладчиков. Эти проценты, понятное дело, были просто формой зарплаты сотрудников компаний – клиентов банков. Те времена давно прошли, а вот норма осталась.

Сразу после снижения ставки рефинансирования официальные лица Сбербанка, крупнейшего владельца депозитов частных лиц, заявили, что обратятся в Госдуму с просьбой отменить устаревшую поправку к закону. Однако отмена поправок – процесс долгий, а рассчитывать налог на физических лиц пришлось бы уже сейчас. Для Сбербанка это означает перерасчет процентов по миллионам счетов, огромные расходы на почтовое уведомление вкладчиков и налоговых инспекций и сотни человеко-часов сверхурочной работы. И все это ради налогов, исчисляющихся в большинстве случаев несколькими рублями с каждого вкладчика. Для более состоятельных владельцев рублевых депозитов в других коммерческих банках это означало бы не всегда желательное раскрытие информации о сбережениях для налоговых инспекций. Чтобы избежать столь обременительных последствий для себя и для своих клиентов, Сбербанк и конкуренты снизили ставки по рублевым депозитам, не дожидаясь законодательного снятия ограничений. Так что, если бы такого ограничения не было вовсе, вполне возможно, что банки не последовали бы примеру ЦБ. От дальнейшего снижения доходов по депозитам их удержала бы растущая конкурентная борьба за деньги нового среднего класса.

Еще по теме