Процесс реформ нужно возглавить
Реформы на «АвтоВАЗе» постепенно приобретают реальные очертания. Недавние кадровые перестановки на ВАЗе расцениваются положительно: очевидно, что на крупнейшем российском автозаводе наконец задумались о стратегическом развитии, а не только о постоянном «росте производства» – выпуске бесперспективных моделей для «бедных». Появилась также надежда, что завод начнет уделять больше внимания сотрудничеству со стратегическим партнером – американской корпорацией General Motors.
Напомним, что недавно ушли в отставку гендиректор и президент «АвтоВАЗа» Алексей Николаев и его заместитель Николай Ляченков. Их преемниками стали соответственно Виталий Вильчик и Юрий Степанов. Первый из них ранее занимал пост вице-президента по корпоративному и стратегическому развитию, второй – президента по персоналу.
Николаев и Ляченков – представители старой команды – сделали свои карьеры еще в советские годы. Во времена, когда основным критерием управленческого таланта было выполнение «плана по валу». Вопросы финансирования, рыночной позиции компании никогда не являлись для них приоритетом. Кроме того, старое поколение топ-менеджеров, как выяснилось, чересчур патриотично относилось к родному предприятию – качество, конечно, замечательное, но в период, когда на завод приходит иностранный партнер, для карьеры небезопасное.
От новых «рулевых» «АвтоВАЗа» не стоит ждать кардинальных изменений в политике управления производством или принципиально новых маркетинговых решений. Тем более что все нити управления автогигантом по-прежнему находятся в руках генералиссимуса отечественного автопрома – председателя совета директоров «АвтоВАЗа» Владимира Каданникова. Тем не менее на фоне прежнего руководства новые назначенцы имеют имидж «молодых волков», способных на реформы.
«Вряд ли кадровые перестановки на «АвтоВАЗе» можно назвать революционными, – считает аналитик компании «Тройка-Диалог» Андрей Иванов. – Все-таки Вильчик считается на ВАЗе своим парнем, прошедшим все ступени карьерной лестницы. Но он хотя бы знает, как составляется бюджет и что такое бизнес-планирование. Вильчик на прежнем посту занимался вопросами реструктуризации производства. Это человек, который лучше предшественников понимает финансовое состояние автозавода».
Начиная с 1999 года Виталий Вильчик создавал в рамках автогиганта самостоятельные бизнес-единицы – такой статус получали вспомогательные подразделения «АвтоВАЗа» (в частности, энергетическое производство, служба ремонта и обслуживания оборудования, инструментальное производство, завод штампов и пресс-форм). Главной целью этой реструктуризации было снижение себестоимости выпускаемых автомобилей, так как бюджеты вновь созданных бизнес-единиц более жестки и прозрачны. Судя по дальнейшему росту, с этой задачей Виталий Вильчик справился успешно.
Но это не единственное достоинство нового генерального директора «АвтоВАЗа».
«Вильчик и его люди до сих пор не участвовали в процессе распределения прибыли. Они в отличие от своих предшественников не владеют крупными пакетами акций предприятия. Для развития «АвтоВАЗа» независимое положение топ-менеджеров более выгодно», – считает Андрей Иванов.
После того как государство вернуло предприятию заложенный пакет акций, Владимир Каданников активизировал поиски стратегического партнера, который смог бы приобрести часть ценных бумаг «АвтоВАЗа». Первым кандидатом на эту роль, вероятно, окажется американский концерн General Motors.
Для получения максимальной прибыли от сделки «АвтоВАЗу» и его владельцам необходимо увеличить рыночную стоимость своих акций. Над этим предстоит работать новому генеральному директору и его команде. Более того, многие эксперты не исключают, что успешная продажа части акций завода – одна из основных задач нового генерального директора.
Сейчас акции предприятия стоят примерно $20 за штуку (год назад – лишь $2). Сам Каданников считает, что стоимость акций способна подрасти до $40 – 45. Таким образом можно привлечь около $200 млн за пакет, не превышающий 10%. Эти средства Волжский автозавод намерен потратить на постановку в производство автомобиля ВАЗ-1118 «Калина» и коренную модернизацию всего ряда двигателей. Известно, что для запуска «Калины» необходимо $850 млн, $350 млн из которых сможет вложить «АвтоВАЗ», а остальные $500 млн необходимо где-то занять.
Впрочем, решение о продаже значительного пакета акций может объясняться не только заботой о развитии производства. Есть все основания считать, что прибыль от их продажи получат и нынешние владельцы акций, среди которых и прежний гендиректор Алексей Новиков, и его бывший зам Николай Ляченков (они, кстати, пока остались в совете директоров АО «АвтоВАЗ»), не говоря уже о самом Каданникове. Старое поколение менеджеров понимает, что вскоре они потеряют контроль над заводом, и потому наилучшим вариантом для них является скорейшая продажа акций по максимальной стоимости.
«АвтоВАЗ» – чрезвычайно привлекательное предприятие для инвестора: это контроль над 70% рынка легковых автомобилей в России, объем продаж порядка $2,5 млрд в год, наличие перспективных моделей. В минусе – долги, запутанная система управления и собственные бизнес-интересы менеджеров предприятия (о которых они, естественно, предпочитают не распространяться). Ну а едва ли не главным отпугивающим инвесторов фактором является система перекрестного владения предприятием. Новый топ-менеджмент, возможно, и призван для того, чтобы ее разрушить или хотя бы сделать вид, что на предприятии действительно начались реформы.