Пустой кабинет
К вящей радости средств массовой информации, президент и его администрация начинают петь отходную молитву кабинету Евгения Примакова. Некоторые аналитики, привыкшие мыслить вслух, пошли дальше: президент-де вот-вот снимет и самого премьера, а на освободившуюся вакансию пригласит Виктора Черномырдина. Разбирая тонкие (и не очень) хитросплетения интриг в Кремле и в правительстве, российская политическая тусовка по существу уходит от главного вопроса: а что, собственно, поменяется в случае появления нового главы правительства? Иными словами, сумеет ли новый человек в премьерском кресле проводить другую экономическую политику.
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, с чем и с кем приходится (или придется) работать нынешнему (или будущему) премьеру. Формируя свой кабинет министров, Примаков применил никем до сих пор не использованный метод пропорционального представительства политических, отраслевых и региональных сил. Коммунисты, как самая крупная партия, получили и самый существенный кусок государственного пирога. Дальше пошло по убывающей. Кусок поменьше достался регионам, еще доля - топливно-энергетическому сектору и аграриям, крошки - жириновцам и либералам. Такая конструкция уравновесила и нейтрализовала почти всех (не считая «яблочников», которые, как и положено людям в белой манишке, не входят ни в какие союзы). Правда, изначальный замысел страдал единственным, но зато принципиальным недостатком - эта система неспособна работать, поскольку одна часть правительства сводит на нет все усилия других. Зато под прикрытием такой неповоротливой машины можно успешно перераспределять финансовые потоки и собственность. Этой цели была подчинена и кадровая политика премьера. Недаром в последние полгода на втором и третьем этажах административной системы идет активная ротация кадров: на посты в ключевых ведомствах назначаются проверенные люди в погонах.
Представим, что Примакова сняли. Новому премьеру (будь то Лужков, Черномырдин, Кириенко или какой-нибудь Петя Иванов) неизбежно придется с ходу браться за экономику. За восемь месяцев отложенного кризиса в экономике накопились завалы, которые придется поспешно разгребать. Надо что-то делать с банковской системой, все больше напоминающей больного, из-под которого никто не желает выносить судно. Нужно реформировать системы социального страхования и здравоохранения, прожигающие последние советские резервы. Требуется срочная реформа предприятий - даже многие компании топливно-энергетического сектора, несмотря на благоприятную мировую конъюнктуру и девальвацию рубля, требуют оперативной санации. Экономическая действительность такова, что вне зависимости от своих политических устремлений премьеру придется латать дыры.
Похоже, это начинает понимать и сам Примаков. Из коридоров Белого дома все чаще доносятся слухи о том, что премьер готовится поменять некоторых особо бездеятельных членов своего кабинета - вроде Густова или Кулика - на умеренных либералов. Проблема только в том, что нынешний глава правительства не может позволить себе роскоши разумной экономической политики. Груз стереотипов и обещаний товарищам по службе слишком тяжел, для того чтобы пойти на очевидные экономические шаги.
Не легче будет и новому премьеру. В наследство от Примакова новичку достанутся не только экономические проблемы, но и «обновленный» бюрократический аппарат, не принимающий и не понимающий рыночного курса. Выкорчевывание примаковских кадров займет много времени, а его у возможного нового премьера нет. В условиях цейтнота - до президентских выборов осталось чуть больше года, а до парламентских и того меньше - качество рядовых исполнителей может оказаться решающим. А значит, срочную санацию российской экономики придется отложить на 2001 год.
Налицо острейшее несоответствие между необходимостью принимать срочные меры в экономике и политической ситуацией, которая препятствует принятию каких-либо последовательных решений. Россия больше не может упустить, как это случилось в 95-м и 97-м годах, шанса перейти к политике устойчивого экономического роста. Страна все быстрее отстает от развивающихся и уж тем более развитых государств мира. Если срочно не начать реформы, экономические болезни перейдут в хроническую форму, программируя глобальное отставание России.
Однако использовать эту возможность бюрократическая система неспособна. В ответ на запрос она выдает либо невнятное мычание про «социально ориентированную рыночную экономику», либо коммунистические агитки и прокламации.
Тупик - так называется состояние, в котором находится российская государственная система. И выйти из него не сможет ни Евгений Примаков, ни Виктор Черномырдин, ни Петя Иванов. Что же до экономических проблем, то решать их все равно придется. Вопрос только в том, какую цену за это заплатит общество.