Top.Mail.Ru
архив

Развели семейственность!

ресторанный бизнес
А там самое популярное место - кафе или ресторан, где ориентированность на малышей - устойчивый тренд. Даже заведения, изначально рассчитывавшие на взрослую аудиторию, например "Му-му" или IlPatio, спешно обзаводятся детскими комнатами.

"Если говорить о ресторанном рынке в целом, то семейные кафе сегодня в тренде, - утверждает ведущий специалист работающего с ресторанным бизнесом PR-агентства "Идеи-and-Решения" Александра Ермакова. - Если в 2008-2009 гг. из семейных мест в Москве можно было назвать только "Ого-Город" с его кафе "Оранжевая корова", то сейчас заведений с приставкой "семейное" немало. Конечно, формат семейного кафе сложный, многие заведения недотягивают до семейных, хотя стремятся к этому. Кто-то не успевает менять игрушки в детских зонах, кому-то не хватает аниматоров, другие требуют с гостей оплату за разбитую их детьми посуду. И в результате все траты на формат уходят в никуда, а сами заведения - в минус. А вот кто дотягивает, тот имеет шанс выйти в плюс".

Места для полноценного семейного отдыха надо еще поискать. Из наиболее известных - "Андерсон", "Шардам" и "Дом оранжевой коровы", где детям и родителям предлагают вместе рисовать, смотреть мультики, читать книжки, а по выходным предусмотрена развлекательная программа. Но только в одном месте Москвы работает ресторан, где каждый день проходят разнообразные мастер-классы для взрослых и детей, выстроен настоящий город для ролевых игр и даже есть балетная студия. Столь разноплановый семейный отдых придумали и реализовали владелицы клуба для всей семьи "Рибамбель" Юлия Федоришина и Ойгуль Мусаханова.


Клуб для большой семьи

История создания проекта "Рибамбель" могла бы украсить любой женский глянцевый журнал. Тут и многолетняя дружба между девушками, и популярная у современных мам тема про уход из большого бизнеса и создание своего, чтобы чаще быть с детьми, и невероятные удачи в процессе построения этого самого бизнеса. Юлия Федоришина и Ойгуль Мусаханова познакомились, когда работали в PricewaterhouseCoopers (сейчас PWC) финансовыми консультантами. Получив MBA, Юлия решила открыть собственное дело и начала искать партнера. Спустя некоторое время ей посчастливилось найти его в лице Ойгуль. "В какой-то момент мы поняли, что хотим основать свой бизнес, - рассказывает Юлия. - Мы знали, что делать нужно то, чего не хватает лично тебе. Так появилась идея семейного кафе, но после четырех месяцев обдумывания и обсуждения она разрослась до клуба для всей семьи "Рибамбель".

Любой ресторатор знает, что проблема номер один - это поиск подходящего помещения. "С помещения все и началось, - вспоминает Ойгуль Мусаханова. - Нам предложили 770 кв. м на третьем этаже торгового центра "Времена года". Это было примерно в два раза больше, чем мы рассчитывали. Концепцию пришлось изменить: вместо небольшого кафе у нас вырисовывался большой клуб. Поток покупателей, который мог бы стать и нашим трафиком, был невелик, кроме того, в помещении требовалось прорубить окна и сделать вентиляцию. Только отсутствие опыта позволило нам влезть в эту стройку".

Инвестиции в открытие "Рибамбель" составили 600 000 евро. Часть средств была собственной, часть пришлось занимать у друзей и знакомых. "Мы понимали, что второго шанса сделать свой бизнес у нас не будет, поэтому тщательно просчитывали все затраты и ожидаемую прибыль, - поясняет Юлия. - И еще нам требовалась "фишка". "Изюминкой" заведения решено было сделать игрушечные дома "Рибамбель". Был подписан контракт с американским производителем - LilliputPlayHomes USA. "У нас есть минимальные ограничения по объемам, но детали мы раскрывать не можем, так как в договоре существует также пункт о конфиденциальности", - поясняют владелицы "Рибамбель". Так у клуба появилась еще одна статья дохода. Большая часть продаж игрушечной недвижимости происходит в США и Великобритании. "В США заказывают целые улицы, в основном знаменитости (спортсмены, актеры и т.д.), - рассказывает Юлия. - Этот домик также освещался в одной из программ Опры Уинфри, после чего стал очень популярным среди звезд". Но такого формата, какой придумали российские бизнес-леди, в мире не существует. Игрушечные домики - уменьшенная под детский рост копия настоящих домов стоимостью от 400 000 руб. - стали уникальной игровой площадкой в клубе и превратились в шоу-рум для продаж.


Детский дом на выбор

"В первый год мы продали шесть домиков, в этом году интерес к ним сократился, - признает Ойгуль, но оптимизма не теряет. - Это качественные игрушки, других домиков такого же качества в России нет. Они найдут своего покупателя, в том числе и в других городах". Правда, маркетологи в отношении продаж домиков настроены критично. "Такие дорогие игрушки могут продаваться, пока на них есть мода, как и произошло в первый год продаж домиков "Рибамбель", - рассуждает о специфике реализации игрушек класса люкс гендиректор агентства маркетинговых решений "Страгет" Наталия Балашова. - Затем мода проходит, интерес к новинке угасает, а постоянному спросу мешают высокая цена и непрактичность. Ведь нет никакой гарантии, что через сезон ребенку не надоест "салон красоты" или "крепость" во дворе дома, а перепродать такую игрушку сложно".

"Зачем покупать домик себе, если можно с удовольствием посетить ресторан еще раз? - говорит Александра Ермакова. - Владельцам стоит определиться, какое из направлений - кафе, шоу-рум, творческие занятия - приоритетно, сделать на нем акцент и позиционировать себя относительно выбранного направления. От этого и строить PR-кампанию, которая повысит узнаваемость проекта, привлечет новых и удержит старых клиентов. А как следствие - "денежные" факторы, то есть увеличение проходимости среди целевой аудитории, рост среднего чека, прибыльности. От количества средств, оставленных клиентами в заведении, будут зависеть окупаемость проекта и его инвестиционная привлекательность".

И все же, несмотря на критичное отношение экспертов к заметной составляющей бизнеса - домикам "Рибамбель", выйти на окупаемость владелицы заведения, открывшегося в 2012 г., планируют в течение двух лет. Средний чек в ресторане составляет чуть более 2500 руб., 500 руб. стоит час посещения городка при условии, что родители в ресторане. Привести ребенка поиграть стоит 1500 руб. в час. Столько же стоит и участие в кулинарном мастер-классе, творческие мастер-классы обойдутся семейному бюджету в среднем в 800 руб. Отдельный небольшой трафик создает сотрудничество с балетной студией "Щелкунчик": в "Рибамбель" есть небольшое, но полностью оборудованное помещение для занятий танцами. Посещаемость ресторана сейчас составляет чуть больше ста человек в день, а ежемесячная выручка - около 10 млн руб.

Оптимизм совладелиц "Рибамбель" базируется только на собственных расчетах. Ставку на детей в ресторанном бизнесе еще никто не делал, и, видимо, не без причины.


Осторожно: дети!

Многие рестораны Москвы позиционируют себя как семейные заведения. Но, как правило, все ограничивается развлекательными мероприятиями в выходные дни и игровой комнатой. "У таких проектов традиционно не определены приоритеты, что первично - ресторан для взрослых или детская развлекательная и развивающая программы, - отмечает Наталия Балашова. - Если акцент сделан на взрослых и ресторан, потому что детям быстро надоедают любые развлечения, то 400 кв. м детской зоны - расточительство; если ставка сделана на детей, то взрослые будут приходить в ресторан и два часа пить чашку кофе, чтобы сэкономить на чеке. А с учетом того, что у торгового центра "Времена года", где расположен "Рибамбель", очень неоднородная аудитория, такой риск есть".

Ресторанный бизнес традиционно высококонкурентный, найти подходящее помещение сложно, поэтому рестораторы, добавляющие к названию своего заведения приставку "семейное", ищут баланс между необходимостью сделать что-то для детей и сэкономить квадратные метры. И все же у семейных ресторанов шансов выжить больше, чем у проектов, направленных на детей. "Одиночному детскому заведению будет тяжело выживать без ясного результата и срока окупаемости, - подчеркивает Александра Ермакова. - А вот сеть шанс имеет. Есть еще момент: часто сети семейных заведений базируются еще на каком-то бизнесе (собственное кондитерское производство, как у "Андерсона", книжные магазины, как у "Домовенка")".

Одно из первых ориентированных на полноценный семейный отдых кафе "Дом оранжевой коровы" при семейном центре "Ого-Город" строит свой бизнес на индивидуальном подходе к ребенку. "Важно найти "изюминку" в ребенке, чтобы понять, как развлекать и развивать именно его, тогда к нам придут снова и снова, - делится опытом Евгения Ангерт, директор центра "Ого-Город". - Развивающие и развлекательные программы - это то, чем мы привлекаем и удерживаем наших гостей, но значительную часть прибыли мы получаем от деятельности кафе. Меню должно быть интересным не только для детей, но и для родителей". Еще одно заведение со схожей концепцией - это проект ресторатора Дмитрия Борисова "Шардам". И "Дом оранжевой коровы", и "Шардам" весьма популярны у московских родителей. При этом "Дом оранжевой коровы" в Москве до сих пор всего один, а "Шардам" недавно закрыл одно из трех заведений.


Хорошая идея ищет инвесторов

Такие проекты, как "Дом оранжевой коровы", "Шардам" и "Рибамбель", создают новую нишу в ресторанном бизнесе - заведения, рассчитанные в равной степени на детскую и взрослую аудитории. Но "изюминка", поначалу привлекающая людей и делающая место модным, в дальнейшем может стать ограничителем, тормозящим бизнес. Для развития нужны инвестиции, но вот как раз с ними в ресторанном бизнесе плохо.

Сейчас "Рибамбель" набирает популярность. "К нам приходят люди и предлагают открывать такие же рестораны по франшизе, - рассказывает Ойгуль Мусаханова. - Есть предложения из Киева и Екатеринбурга. Пока мы на стадии переговоров".

Однако крупные инвесторы не приходят. "Для крупных инвесторов ресторанный бизнес не представляет интереса, за исключением крупных сетевых ресторанов, - объясняет аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов. - Кроме этого, существуют определенные риски, связанные с управлением подобными заведениями, учитывая специфику ресторана. Для того чтобы привлечь инвесторов, проект должен быть более жизнеспособным, то есть предполагать большую рентабельность. Поэтому для привлечения интереса инвестора придется пересмотреть сам формат проекта и, возможно, значительно уменьшить детскую зону. Рентабельность семейных ресторанов "Росинтера" составляет 5-6% по EBITDA, поэтому от данного сегмента вполне можно ожидать подобного уровня".

На рынке создалась парадоксальная ситуация: спрос на детские заведения есть, в том числе и в регионах, но в их жизнеспособность не верят ни рестораторы, ни аналитики, ни инвесторы. "Для регионов сеть именно семейных кафе еще в диковинку", - подчеркивает Александра Ермакова. И советует тщательно подготовиться, прежде чем делать попытки развивать региональную сеть: "Аудитория у проекта совершенно четкая - люди с высоким уровнем дохода. Из этого вытекает второй момент - грамотное ценообразование. Чтобы "попасть" в региональную элиту (прослойку состоятельных людей), будет необходима корректировка "московских" цен под региональные стандарты благосостояния и высокого достатка. Ну и, конечно, перед запуском сети нужно разработать жесткие стандарты тиражирования концепции, от выбора места под кафе и оформления интерьеров до обслуживания".

Если называть вещи своими именами, то "семейный отдых" - это возможность для родителей отдохнуть от детей, находясь на территории одного заведения. Такой формат жизнеспособен, он в тренде, и рестораны, поставившие у себя "сухой бассейн" и закупившие карандаши с раскрасками, успешно привлекают посетителей своей "семейственностью".

Заведения, готовые создавать возможность для совместной деятельности взрослых и ребенка, - в зоне риска. Так, например, ресторан "Порто Мальтезе" на Рублевке, где ставились семейные спектакли, закрылся; прекратил свое существование и "Шардам" в ЦДХ. Владельцы подобных проектов отмечают, что из десяти открывшихся кафе/ресторанов такого формата девять закрываются. Причин много: тут и стандартные проблемы ресторанного бизнеса, связанные с помещением и арендой, и специфические проблемы (высокие затраты на заработную плату персонала), и недоработанные концепции.

"Рибамбель" с его явным акцентом на совместное творчество детей и родителей и сказочными домиками, которые по цене не уступают автомобилям, открылся во многом благодаря везению его основательниц. "Нам предвещали неудачи еще на стадии планирования проекта, но ничего, вопреки мнению всевозможных экспертов, мы открылись, получили "Пальмовую ветвь" и работаем дальше", - отвечают на критику Юлия и Ойгуль. Как говорится, собака лает, а караван идет.


Еще по теме