Top.Mail.Ru
бизнес

Repsol выбрал зеленую сторону

Высшее руководство Repsol — президент Антонио Бруфау и генеральный директор Хосе Йон Имаз. Фото: Repsol Высшее руководство Repsol — президент Антонио Бруфау и генеральный директор Хосе Йон Имаз. Фото: Repsol

Испанская компания Repsol, которая долгие годы была крупным инвестором в топливно-энергетический комплекс России, решила уйти из страны. В ближайшее время она избавится от местных активов, продав их «Газпром нефти». Такое решение эксперты связывают с планами по декабронизации — к 2050 году Repsol хочет достичь углеродной нейтральности, а российские активы в эту картину не вписываются. При этом не исключено, что Repsol не последний зарубежный инвестор, покидающий рынок. 

О том, что испанская компания готовится покинуть Россию, узнали источники «Коммерсанта». По их словам, свои активы Repsol распродаст до конца декабря. Компания владеет долями в совместных предприятиях с «Газпром нефтью»: «Евротэк-Югре» (68%) и «АСБ Гео» (50,01%). Утверждается, что их выкупит «Газпром нефть», а стоимость сделки будет символической. 

Газета отмечает, что вопрос продажи уже решен, причем впервые крупный инвестор уйдет из страны не из-за санкций со стороны США или ЕС, а в связи с планами по декарбонизации. В общей сложности Repsol могла потратить на российские активы минимум 300 миллионов долларов, и, вероятно, ей не удастся вернуть эти средства в рамках сделок.

Источники ТАСС добавили, что стоимость сделки составит 30 млн евро. По их словам, сумма инвестиций испанской компании в российские проекты намного больше — 300 млн евро, а заинтересованность в покупке активов высказывали также «Лукойл» и Зарубежнефть».

В самих Repsol и «Газпром нефти» возможную сделку пока не комментировали. Также о ней еще не высказывались в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), однако источники агентства говорят, что компании уже обратились в ведомство за согласованием сделки. 

Repsol — нефтегазовый гигант родом из Испании. Это один из крупнейших игроков рынка в Латинской Америке. Компания была основана в 1987 году, 100% акций в ней изначально получило государство, но уже в 1989-м Repsol провела первичное размещение акций на бирже. Таким образом, практически сразу власти запустили процесс приватизации.

Сегодня Repsol — заметная на мировом рынке транснациональная компания. Она занимается разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой нефти и газа. В 2020 году на мощностях Repsol добывалось 650 тысяч б/с.

По собственной информации, компания реализует свою продукцию в 100 странах. Среди них — Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам, Колумбия, Аргентина, Алжир и другие. 

прочитать весь текст

Вхождение в Россию

Инвестировать в российские проекты Repsol стала в начале нулевых. В 2006 году компания купила 10% акций шведской West Siberian Resources, которая вела добычу нефти в Томской области и Республике Коми. Через два года шведская компания слилась с НК «Альянс», после чего Repsol получила небольшую долю в объединенной Alliance Oil.

В следующем десятилетии работа Repsol в России стала более заметной. В 2011 году она заключила меморандум о сотрудничестве с нефтяной компанией «Альянс». Затем Alliance Oil передала в совместное предприятие свою добывающую компанию Saneco в Самарской области. Repsol получила 49% акций в совместном предприятии, которое получило название AROil & Gaz.

Партнеры управляли активами не только в Самарской области, но также в Татарстане («Татнефтеотдача») и ХМАО («Евротэк»). Стоимость этих активов оценивалась в 885 миллионов долларов. Тогда же Repsol консолидировала некоторые активы в ХМАО в рамках «Евротэк-Югры» (совместное предприятие испанской компании и «Газпром нефти»).

«Евротэк-Югра» имеет лицензии на несколько участков в ХМАО. Ключевым активом предприятия является месторождение имени Эрвье (бывшее Оурьинское). Его запасы оцениваются в 10,6 млрд кубометров газа и 196 млн тонн нефти. Это месторождение со сложным геологическим строением, добыча на нем пока не начата.

Среди участков, на которые у «Евротэк-Югры» есть поисково-оценочные лицензии, — Свердловский, Килейский, Карабашский-3 и Карабашский-9. Также у предприятия имеются добычные лицензии на участки Карабашский-1 и Карабашский-2. Еще один совместный актив Repsol и «Газпром нефти» — «АСБ Гео» — ведет разведку на участке Карабашский-10.

прочитать весь текст

В 2014 году Alliance Oil, принадлежавшую на тот момент семье бизнесмена Мусы Бажаева, купил бывший глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов. Вскоре на фоне ухудшения конъюнктуры нефтяного рынка часть активов совместного предприятия продали «Новатэку», а долю в «Евротэк-Югре» приобрела «Газпром нефть».

Чуть позже, в 2019 году, Repsol думала войти в проект «Газпром нефти» по освоению Лескинского и Пухуцяяхского участков на Гыдане, однако этого не произошло из-за пандемии. Испанская компания сослалась на сложные экономические условия. 

В погоне за трендом 

Не так давно Repsol, а вслед за ней и другие крупные компании стали ставить перед собой амбициозные цели в области ESG. В декабре 2019 года испанский нефтегазовый гигант первым в своем секторе взял на себя обязательство добиться нулевых выбросов парниковых газов. Достичь углеродной нейтральности компания хочет к 2050 году. В 2020-м к планам Repsol присоединились BP, Shell, Equinor, ENI, Total и другие.

Repsol заявила, что теперь вся ее деятельность будет направлена на достижение целей Парижского соглашения. Речь идет об ограничении повышения температуры на планете в этом столетии в пределах двух градусов Цельсия. Первые шаги в этом направлении уже начались, а к 2025 году Repsol должна снизить выбросы углекислого газа со своих объектов на 15%.

Уход Repsol из России был ожидаем, заявил в беседе с журналом «Компания» главный аналитик по нефтегазовому сектору «Открытия Брокер» Алексей Кокин. По его словам, этой компании, по сути, нечего делать в России.

«Европейские нефтегазовые компании сейчас довольно активно занимаются реконфигурацией своих активов. Нужно иметь в портфеле как можно больше "хороших" и зеленых активов. Обычно речь идет о возобновляемой энергетике, в качестве переходного топлива — о СПГ. Repsol тоже хочет сконцентрироваться на зеленых активах, а российские активы в категорию зеленых не попадают», — пояснил эксперт.

Кокин напомнил, что в 2019 году Repsol пыталась добиться перевода «Евротэк-Югры» на налог на дополнительный доход. Уже тогда испанский игрок считал данный актив нерентабельным в действующей налоговой системе. Также в этом году Repsol договорилась с Alliance Oil Худайнатова о продаже своей доли в их совместном предприятии. «Так что новая сделка — это лишь продолжение старого курса», — отметил эксперт.

Его мнение разделяет партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин*. Он отметил, что Repsol сейчас избавляется от активов, связанных с добычей углеродного сырья, и переходит на зеленую тропу. При этом российские проекты компании трудно назвать успешными. «О больших успехах у СП Repsol и "Газпром нефти" особо слышно не было. Это маленькие проекты», — сказал Крутихин, добавив, что серьезных последствий из-за ухода компании России ждать не стоит.

По словам Кокина, другие крупные инвесторы сейчас вряд ли думают об уходе их страны. «У нас остались BP, крупный инвестор через "Роснефть". Это очень хорошая инвестиция с точки зрения генерации денежного потока, так что BP в России останется. Еще есть Total, которая инвестирует в СПГ. Если не будет никаких политических историй, то Total из страны никуда не денется, потому что СПГ очень удачно вписывается в энергопереход», — сказал он.

Эксперт напомнил, что в российские активы также вкладываются Exxon и Shell. Первая компания скептически относится к энергопереходу, а вторая находится на корпоративном распутье, поэтому ее будущее напрямую зависит от итога внутреннего противостояния. При этом Крутихин допускает, что зарубежные компании все же рассматривают вариант с уходом из России, причем не только по экологическим причинам.

«Политические дела сейчас накаляются. Мы видим ультиматумы, которые исходят от российского руководства, кто как реагирует на них на Западе, не исключены новые санкции в результате внешней политики РФ. Поэтому в нефтяных компаниях серьезно рассматривается такой вариант, что из России придется уходить либо под воздействием санкций, либо из-за невозможности работать в "военной обстановке"», — предупредил он.


* признан в России иноагентом.