Top.Mail.Ru
архив

Резина высоких технологий

Любое аналитическое исследование рынка автопокрышек для легковых автомобилей, как самого емкого и прибыльного сегмента шинного рынка, начинается с анализа тенденций спроса. Выводы, к которым приходят специалисты разных компаний, почти одинаковы.

Во-первых, переход с диагональных на радиальные шины. Диагональные и радиальные шины различаются способом "сборки" из частей резины и кордовых нитей. Радиальные шины обладают более высокой долговечностью, повышенным сцеплением с дорогой и пониженным сопротивлением качению, но более сложны и дороги в производстве.

Во-вторых, использование в каркасе и брекере металлического корда взамен текстильного. Кордовые нити - главная часть шины - отвечают за ее прочность. Переход с "тряпочного" корда на металлический в этом свете вряд ли требует дополнительных пояснений.

В-третьих, устойчивый рост потребления шин с внутренним диаметром 14 дюймов (а в чуть более отдаленной перспективе и 15 - 17-дюймовых) - до 60% от общего объема продаж. Впрочем, это не касается комплектации: например, АвтоВАЗ пока, похоже, не собирается в массовом порядке оснащать свои популярные модели шинами более крупного диаметра.

В-четвертых, спрос движется в сторону иных стандартов рисунка протектора - с более направленным асимметричным рисунком. Между прочим, разработка новых стандартов рисунка, практичных и радующих взор покупателя - весьма непростое и дорогое дело.

Наконец, растут продажи шин с более скоростными характеристиками (маркировка U и H - до 210 км/ч). Сейчас наиболее популярные модели маркируются буквами R, S и T - до 190 км/ч.

Теперь посмотрим, что происходит на российских заводах. Лучше всего обстоят дела с рисунком протектора: крупнейшие заводы могут представить не один десяток моделей. Правда, в сравнении с шинами мировых лидеров они не так привлекательны внешне, но это не так уж и страшно. Но вот с остальными требованиями покупателей ситуация становится сложнее. Шины с внутренним диаметром 14 дюймов и широким выбором модификаций и размеров производят лишь Московский шинный завод и СП "Матадор-Омскшина" (несколько моделей продают также Ярославский шинный завод и волгоградский "Волтайр"). Полный переход на радиальные шины осуществлен лишь на МШЗ, ЯШЗ и СП "Матадор-Омскшина". Металлокордовые покрышки выпускают на трех заводах (ЯШЗ, "Нижнекамскшина" и СП "Матадор-Омскшина"). А высокоскоростные шины и вовсе может делать только СП "Матадор-Омскшина".

Вывод из сказанного таков: без модернизации ассортимента и производства уже через пару лет ни одно российское шинное предприятие не будет соответствовать реальным требованиям рынка.

На мгновение представим, что ВАЗ не будет менять свой модельный ряд "Жигулей", дороги перестанут ремонтироваться, а покупателям будет наплевать на внешний вид и качество шин. Смогут ли в этом случае наши шинные заводы удовлетворить спрос? На графике приведен прогноз Министерства экономики на 2000 - 2005 годы по емкости рынка и производству шин. Несмотря на то что все российские заводы в советские времена могли производить более 20 млн покрышек в год, сейчас они не в состоянии выпустить более 15 млн. Оставшиеся 5 млн ( а это четверть всего рынка ) продажи шин мировых производителей, уже достаточно комфортно чувствующих себя на российском рынке (между прочим, до сих пор сохраняется 25-процентная импортная пошлина). То есть даже при неизменных покупательских предпочтениях российским шинным заводам вовсе не уготовано легкой жизни. А теоретически - при отмене торговых ограничений - западные компании вполне способны отвоевать у наших заводов большую часть рынка, как за счет качества, так и за счет вполне конкурентных цен на популярные модели покрышек.

Без привлечения инвестиций для реконструкции производства российские шинные заводы обречены на медленное и мучительное вымирание. Передел собственности на предприятиях свидетельствует о наличии потенциальных инвесторов. Попробуем разобраться, кто они и каковы их цели. В России уже есть один завод, который на 50% принадлежит иностранной компании-производителю шин. Речь идет о СП "Матадор-Омскшина", в которое словацкий производитель Matador вложил $10,5 млн.

Сибирский миллион

В 1994 году менеджеры словацкого шинного холдинга Matador решили прорваться на российский рынок. По расчетам словацких специалистов, неразвитость российского фондового рынка обеспечивала цену потенциальной сделки на порядок ниже, чем, скажем, в странах Восточной Европы. Были проведены переговоры с владельцами крупнейших российских шинных заводов. Выбор остановился на "Омскшине"; прочие либо пытались заломить цену, видя перед собой иностранного покупателя, либо не соглашались на уступку контроля. Через год было создано совместное предприятие "Матадор-Омскшина", в котором половина капитала, внесенная в виде основных фондов, принадлежала российскому заводу, а другую половину в виде оборудования и оборотных средств внесли словаки. Оперативное управление по взаимной договоренности оказалось в руках Matador.

На первом этапе Matador планировал в течение одного-двух лет вывести свою российскую "дочку" на уровень производства в 1 млн покрышек в год. Второй этап, который и был конечной целью экспансии, состоял в скупке либо целиком "Омскшины", либо другого российского завода, его модернизации и выхода на 3 млн легковых шин (почти 20% от общего уровня продаж легковых шин российских производителей). Бизнес-идея такого расширения была проста: почти полностью отвоевать рынок как комплектации, так и вторичных продаж для всего модельного ряда АвтоВАЗа. Надо сказать, наполеоновские планы словаков не были лишены оснований: "Matador мог реально предложить шины, качеством превосходящие российские аналоги, и одновременно по сопоставимым ценам.

Например, такой вполне проверяемый показатель, как число рекламаций в год (случаи возврата товара производителю) в расчете на 1 млн проданных шин: "Матадор-Омскшина" принял за прошлый год всего две рекламации (для сравнения: по данным гендиректора ЯШЗ, его предприятие получило 500 рекламаций на 3 млн проданных шин). Кроме того, СП получило диплом АвтоВАЗа "Лучший поставщик", набрав 98 баллов из 100 возможных.

По каким критериям оценивают качество шин профессионалы? Вот мнение начальника отдела сбыта СП "Матадор-Омскшина" Алены Лапиной: "Базовый параметр - наличие у завода международной сертификации управления качеством ISO 9000. Мы вторыми после Московского шинного завода прошли через процедуру ее получения. Есть еще ряд фактов, подтверждающих высокое качество наших покрышек. Например, не так давно АвтоВАЗ сделал нам предложение о выкупе всех, производимых нами шин, нужных ему модификаций для комплектации новых автомобилей. Вообще, выбор поставщиков для комплектации - это своего рода признание качества со стороны автопроизводителя и хорошая реклама. Так вот, нам пришлось от этого предложения отказаться: к сожалению, АвтоВАЗ не самый пунктуальный плательщик.

Последнее замечание по поводу качества касается сугубо технологии изготовления. Качество шины очень сильно зависит от того, какие именно расходные материалы используются в производстве. Вот, скажем, металлокорд. Несмотря на обилие в России металлургических заводов, в том числе и находящихся довольно близко от нас (Магнитогорск), мы не смогли купить у них нужную нам металлическую нить. Материал приходится покупать за тридевять земель, в Белоруссии. Или самый важный материал - каучук. Существует множество марок синтетических и натуральных каучуков. Для повышения качества покрышек мы используем один из лучших натуральных каучуков, который по доступной цене продается лишь малазийцами. Насколько нам известно, кроме "Матадор-Омскшины" в Малайзии эту марку не закупает ни один другой российский шинный завод".

Итогом работы "Матадор-Омскшины" явилось превышение спроса на продукцию предприятия над реальным объемом производства в полтора раза. До ноября этого года СП производило в месяц около 85 тыс. шин. С 1 ноября совместно с "Омскшиной" "Матадор-Омскшина" переходит на полный цикл загрузки и набирает работников на четвертую смену. Это позволит предприятию перешагнуть рубеж в 100 тыс. шин в месяц. В планах на следующий год стоит производство 1,2 млн шин.

Еще по теме