Top.Mail.Ru
архив

Рост неизбежен

цена на бензин
По данным РИА "Рейтинг", самый дорогой бензин в Европе продается в нефтедобывающей Норвегии. Цена 95-го бензина в пересчете на российские рубли на начало июля 2012 г. в среднем составляла 79,8 руб. за литр. Второе место у Италии (71,1 руб. за литр), на третьем - Нидерланды (70,1 руб. за литр). Россия, по данным этого рейтинга, заняла последнее место среди стран Европы и СНГ (28,3 руб. за литр). При этом, несмотря на кризис еврозоны, сокращение зарплат и урезание бюджетов, мало кто отказывается от личного авто. Пробки в Берлине, как и в других европейских столицах, не уменьшаются.

Рост цен в Европе эксперты объясняют высокими ценами на нефть. 20 августа стоимость барреля сорта Brent составляла более $114, тогда как в еще начале июля он стоил $89. Сказывается на ценах и низкий курс евро, поскольку расчеты ведутся в долларах. Но европейские власти, в отличие от России, не вмешиваются в процесс ценообразования, за исключением контроля над нефтяными корпорациями.

Российским нефтяным компаниям "настоятельно рекомендуют" сдерживать цены на топливо. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева еще в мае заявил, что в Центральном регионе нельзя допускать повышения цен на бензин сверх "психологической" отметки 30 руб. за литр. "Последние два месяца мы отмечали не вполне уместную активность компаний ЛУКОЙЛ и ТНК-BP по повышению цен, что не оправдывалось мировой конъюнктурой, - отметил тогда Игорь Артемьев. - Мы направили предостережение этим компаниям, с тем чтобы эти цены неправомерно не повышались".

Нефтяники держали цены стабильными в течение всего последнего выборного года. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), с 22 августа 2011 г. по 20 августа 2012 г. средневзвешенная цена на бензин Аи-95 увеличилась лишь на 1,1 руб. У ЛУКОЙЛа стоимость топлива выросла на 1 руб., у ТНК - на 97 коп., у "Газпром нефти" - на 94 коп., у "Роснефти" - на 44 коп. Опрошенные "Ко" эксперты полагают, что это результат негласного договора с правительством. Впрочем, у "Роснефти" цены на АЗС были всегда ниже, чем у других участников рынка. В Москве госкомпания продает бензин Аи-95 дешевле в среднем на 50 коп., чем остальные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), и на 1 руб. меньше, чем независимые операторы. Компания с осени 2011 г. практически не меняла ценники.

Повышение цен на топливо ВИНК связано с объективными факторами. Во-первых, усиление налоговой нагрузки. С 1 января 2012 г. начали действовать повышенные акцизы на бензин, причем ставки индексируются в зависимости от класса топлива ("Евро-3", "Евро-4" и "Евро-5"), и среднее повышение акцизов составило 1,2 руб. с литра. С 1 июля ставки на бензин "Евро-2" и "Евро-3" поднялись еще на 35 коп. с литра, акциз на дизельное топливо - на 20 коп. Во-вторых, за первые семь месяцев 2012 г. индекс инфляции составил 4,5%. И в-третьих, сказывается рост цен на нефть на мировых рынках. Как следствие, начали повышаться оптовые цены. Нефтяники постоянно говорят о том, что на внутреннем рынке они работают себе в убыток.

По данным информационно-аналитического центра "Кортес", с 13 по 17 августа оптовые цены в Московском регионе выросли на 1%. Летнее дизельное топливо подорожало на 1,46%. Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) с 9 июня по 17 августа поднял стоимость дизельного топлива с 27 700 руб./т до 30 300 руб./т, или до 30,3 руб. за литр, что уже превышает среднюю розничную цену. Вслед за МНПЗ повышение произошло на Ярославском НПЗ и Рязанском НПЗ.

Рост розничных цен начался с регионов. В Бурятии, где на рынке доминирует ОАО "Бурятнефтепродукт", с начала августа средние розничные цены выросли на 60 коп. за литр. В Красноярске на автозаправочных станциях "25 часов" бензин марки Аи-95 подорожал на 1 руб., до 29 руб. 50 коп., а дизельное топливо сразу на 1,5 руб. В Томской области произошло повышение цены на Аи-95 у двух оптовых поставщиков - ЗАО "Газпромнефть - Кузбасс" и ООО "ТД "Нефтепродукт". У ОАО "Томскнефтепродукт" (НК "Роснефть") оптовые цены на бензин и дизельное топливо не менялись.

В Москве максимальная цена на Аи-95, по данным МТА, 20 августа достигала 30,99 руб. ("Петрол Комплекс") при средневзвешенной цене в 29,69 руб. за литр. ТНК продавала топливо по 29,88 руб., "Газпром нефть" - по 29,68 руб., "Роснефть" - по 29,2 руб., ЛУКОЙЛ - по 29,97 руб., но уже 21 августа он первым решился переписать ценники. В частности, бензин Аи-92 подорожал на 25 коп., до 27,72 руб. за литр, Аи-95 (Евро) - на 50 коп., до 30,47 руб. за литр, бензин "Экто Plus" - также на 50 коп., до 31,47 руб. за литр. Дизтопливо "Экто" подорожало на 35 коп., до 30,47 руб. за литр.

В Красноярском крае Аи-95 на заправках "Роснефти" отпускали по 27,30 руб., а независимые операторы - по 29,50 руб., дизельное топливо стоило 24,30 руб. и 28,80 руб. соответственно. В Хабаровском крае Аи-95 у независимых операторов может стоить на 2,10 руб. дороже, чем у "Роснефти", дизтопливо - на 2,20 руб. Такая же картина в Еврейской АО, только здесь вместо независимых операторов выступают крупные сети.

Повышением цен на бензин во Владивостоке накануне саммита АТЭС заинтересовалось УФАС по Приморью. Популярные в регионе АЗС подняли цену в середине августа сразу на 0,5-1,5 руб. Чтобы не допустить дефицита, местные власти задумались о введении нормы продажи бензина: речь идет о пяти литрах в день на один автомобиль. "Бензин будет в необходимом количестве. Обратился в УФАС с требованием", - сообщил в Twitter губернатор Приморья Владимир Миклушевский. Будет ли он в наличии по всей стране? Опрошенные "Ко" эксперты" утверждают, что дефицит топлива нам пока не грозит, но рост цен на него неизбежен.


Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза:

"Среди объективных факторов роста цен на бензин превалируют увеличение налоговой нагрузки и инфляция. Независимо от мировых цен на нефть, если присутствуют инфляционные процессы, обязательно растут расходы. В России рост цен на бензин всегда соответствовал росту уровня инфляции. Сейчас к этому добавилось увеличение акцизов, что прибавило к стоимости примерно 1,5 руб. на литр. Думаю, что в этом году цены повысятся на 7% за счет акцизов и еще на 7% - за счет инфляции. Плюс внешний фактор - рост мировых цен. Не стоит забывать еще об одном негативном для рынка факторе. С 1 января 2013 г. начинают действовать более жесткие требования технического регламента, запрещающие продавать топливо ниже третьего класса. Этим был вызван дефицит горючего в прошлом году.

Сейчас ситуация изменилась. Компании перешли на производство третьего и даже пятого класса, который из-за дифференциации акцизов производить стало выгоднее. Больших проблем с новым регламентом ожидать не стоит. Пока госкомпании пытаются сдерживать рост. Например, у "Роснефти" стоимость бензина ниже почти на 2 руб. по сравнению со средними ценами на рынке. Но в конце концов и госкомпаниям придется переписывать ценники".


Андрей Полищук, аналитик Raiffeisen Bank:

"Цены на нефть сейчас находятся на высоких уровнях, поэтому стоимость горючего в рознице будет расти. Не в последнюю очередь это связано с налоговой политикой государства: с 1 июля увеличился акциз на бензин, следующее повышение намечено на 1 января 2013 г. Нефтяные компании пока сдерживают цены, все первое полугодие они держались примерно на одном уровне после негласного соглашения с правительством. Сейчас цены только начали расти. Полагаю, что до конца года в среднем они могут прибавить около 1,5 руб. за литр за счет роста акцизов, а в следующем году еще 3-3,5 руб.".


Виталий Крюков, аналитик по сектору "Нефть и газ" ИФД "КапиталЪ":

"Государство на протяжении всего года вело с нефтяниками переговоры о сдерживании цен на розничном рынке. В результате стоимость бензина на заправках практически не росла. В I квартале мы даже видели падение при росте нефти. В последние месяцы цены на оптовом рынке пошли вверх, ориентируясь на мировой рынок, где баррель торгуется уже выше отметки в $115. Но в любом случае дефицита бензина нет.

С 1 июля 2012 г. были повышены акцизы на бензин, поэтому топливо не может не подорожать. Но вряд ли рост будет неожиданным и катастрофичным. Бензин - это внутренний продукт. Поэтому здесь цены зависят от баланса спроса и предложения. При относительно стабильных ценах на нефть налоги в России продолжат повышаться, тем более министр финансов намекает на отказ от дифференциации бензиновых акцизов в зависимости от качества. Вторая причина для роста - высокие цены на бензин в сопредельных государствах, что приводит к росту импорта горючего, вымыванию топлива с внутреннего рынка. Этого также допустить нельзя".


Еще по теме