Top.Mail.Ru
мнения

Рынок цветов рухнул во всем мире

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Из-за пандемии мировой оборот цветов сократился на 80 % и продолжает падать. Международные поставки приостановлены, на главной флористической бирже в Голландии товар продают дешевле себестоимости, а производители Кении, Эквадора, Колумбии и Индии вынуждены уничтожать сотни тысяч цветов ежедневно. 

Российский рынок, который еще в прошлом году оценивался в 194 млн $, схлопнулся: закрылись оптовые базы, магазины и салоны цветов, российские фермеры-флористы оказались на грани разорения. Об этом Флоренс Жерве д’Альдин, основательница фирмы «Фея розы», единственного в стране производителя ароматных роз класса люкс, рассказала «Компании». 

Флоренс Жерве д’АльдинФлоренс Жерве д’Альдин. Фото: koldunova+klyosov
Когда вы начали заниматься производством элитных роз?

— Десять лет назад «Фея розы» уже вышла на рынок. Мы с нуля построили теплицы на 1000 тыс. га в Калужской области, посадили порядка 90 тыс. кустов ароматных премиум-роз, в том числе и пионовидных. В целом проект обошелся в 5 млн евро. Мы заняли пустующую нишу рынка: люксовых роз в России вообще не было. В мире всего три производителя, включая нас. В зимний период, когда мало света и урожай меньше, мы привозим цветы от нашего партнера из Кении. Везем самолетами, доставлять надо очень быстро, элитные ароматные розы стоят недолго, они очень хрупкие в отличие от обычных цветов, которые, как правило, закупают на бирже в Голландии и везут через Белоруссию. Мы со своим товаром сэкономить не можем.

Разве не стойкость — важная характеристика цветов?

— Стойкость важна, конечно, но главное, чтобы у покупателя роза открылась и стояла. Для масс-маркета вывели специальные сорта с высокой производительностью, которые хорошо переносят долгую транспортировку насухую. Но к покупателю свежими эти розы не приходят. Наши цветы — садовые, настоящие, они не могут жить без воды, требуют трепетного обращения — только ручная обрезка и упаковка. У покупателя наш товар должен быть максимум через два дня после срезки. Производительность у премиальных роз в три раза меньше, чем у обычных, а себестоимость значительно выше.

Как шел ваш бизнес эти годы?

— Неплохо, активный рост продолжался до 2018 года, в месяц продавали до 100 тыс. цветов. Основная дистрибуция шла через салоны цветов. Падение наметилось в прошлом году. Проблемы коснулись всех цветочников, так как у россиян стало меньше денег. Многие цветочные салоны перепрофилировались, другие закрылись. Да и школьные акции «Дети вместо цветов», когда покупку цветов заменили благотворительными взносами, сильно пошатнули рынок. Лично меня 1 сентября меньше затронуло, так как цветы сегмента премиум редко дарят учителям.

А что происходит с цветочным бизнесом сейчас, когда весь мир изолировался в связи с пандемией?

— Все плохо. Остановить производство нельзя, ведь цветы растут непрерывно, теплицы надо освещать и отапливать (сейчас, к счастью, уже весна, но совсем остановить процесс невозможно), но при этом продать никто ничего не может — нет сбыта. В России ситуация усугубляется еще и тем, что объявили каникулы, а не чрезвычайную ситуацию — значит, все расходы и по зарплатам работникам, и по оплате коммунальных услуг ложатся исключительно на плечи владельцев бизнеса, государство нам не помогает. Хорошо еще, у «Феи розы» есть свой интернет-магазин, и мы сейчас организуем доставки пачек по 30 роз прямо из теплицы. Реализуем ниже себестоимости, по 100 руб. штука, а производство одной премиум-розы зимой обходится до 200 руб., а еще недавно в салонах цена доходила до 400 руб.

Сколько обойдется клиенту доставка?

— Сейчас мы ничего не берем за доставку, хотя она у нас дорогая и сложная. Груз хрупкий и объемный, неудобный в транспортировке, цветы должен привезти приличный человек к определенному времени. Раньше пользовались Gett taxi, сейчас привозим сами, если доставку запретят, то мы даже на зарплату сотрудникам не сможем денег набрать. Учитывая, что у нас пропали все постоянные клиенты (бутики и салоны цветов), компания может начать выбрасывать срезку, как, например, наши партнеры в Кении, вынужденные утилизировать до 150 тыс. цветов в день.

Обещанные кредиты и налоговые каникулы облегчат положение?

— Я как владелец малого бизнеса хотела бы сейчас получить от государства не налоговые каникулы или кредиты, а адресные субсидии на зарплаты и коммунальные услуги, необходимые для функционирования нашего производства непрерывного цикла. Принципиально не стану брать кредиты. И за электричество и газ тоже платить не планирую, пока не появятся реальные перспективы. Лучше разорюсь, а деньги потрачу не на коммуналку, а на зарплату моим сорока сотрудникам, которые могут остаться без работы. Цветочный бизнес нынешнюю экономическую ситуацию не переживет. Заново посадить все кусты будет стоить не меньше 450 тыс. евро. У меня уже таких денег нет.

Государство поддерживает сельхозпроизводителей, до вас помощь доходит?

— В России цветоводство — единственная сельскохозяйственная сфера без поддержки. Годами идет речь о снижении стоимости электроэнергии, но ничего не происходит. В прошлом году хитрые газовики сумели нам счет выставить за не употребленный газ (придумали новые расчеты).

Пока вы живы только благодаря онлайну?

— Да, я надеюсь, что у нас будут продолжаться продажи через Интернет, у компании появился свет в конце тоннеля. Я ищу любые возможности продавать цветы, пытаюсь найти контакты руководства дорогих супермаркетов, небольших магазинов продуктов сегмента премиум (в «Ашан» с нашим товаром не встанешь), но мне никто не отвечает.

Как изменится цветочный бизнес после пандемии?

— Интересно, что вообще будет после этого. Не только на цветочном рынке. Потребители по всему миру, мне кажется, больше не захотят покупать тоннами некачественные продукты. Уже чувствуется определенный дефицит, многие ожидают роста цен, как только рынки откроются. Изменится и подход к дистрибуции. Думаю, сейчас те, кто выживет, переделают рынок.

Еще по теме