Top.Mail.Ru
$ 57.28
£ 61.68
¥ 39.34
 58.10
 7.96
Нефть WTI 82.95
GOLD 1651.16
РТС 1074.68
DJIA 29683.74
NASDAQ 11051.64
BTC/USD 19497.00
авто

Санкции спугнули Chery: китайский концерн отказался от сборки авто на площадке УАЗа

Фото: Bloomberg / Contributor/ Getty Images Фото: Bloomberg / Contributor/ Getty Images

Китайский автоконцерн Chery отказался от выпуска автомобилей на площадке Уральского автозавода из-за санкций, наложенных на УАЗ. Теперь компания может начать сборку на другом предприятии «Соллерса», с которым у Chery есть проект по локализации, или выкупить сборочные мощности. Российский рынок интересен китайцам, но также им принципиально, что РФ даст взамен на организацию выпуска авто в стране, отмечают эксперты.

Chery может рассмотреть вариант локализации и на другой площадке «Соллерса», пишут «Ведомости» со ссылкой на один из своих источников. У «Соллерса» кроме УАЗа есть совместные предприятия (СП) с Ford в Елабуге и с Mazda во Владивостоке, которые сейчас заморожены. При этом пока неясно, как Chery в случае организации производства будет получать господдержку: действующие игроки уже подписали специнвестконтракты (СПИК), а менять основного исполнителя по ним нельзя, объясняет собеседник издания.

По словам другого источника, сейчас Chery рассматривает разные варианты для локализации производства в России, в том числе и без участия «Соллерса». Так, китайский концерн может начать работать на площадке западного автопроизводителя, если тот решит уйти из страны. Собеседник не знает, какой именно актив может рассмотреть Chery. Между тем продать свой завод в Калуге планировал Volkswagen.

Не исключено, что китайский концерн представит локальную продукцию не под основным брендом, говорит собеседник издания. У Chery помимо одноименной марки есть суббренды Exeed, Omoda и Jetour. Последние два пока на российском рынке не представлены, но СМИ не раз сообщали о планах концерна начать их продажи в России.

О том, что «Соллерс» и Chery Automobile создают СП по локализации производства автомобилей на базе УАЗа, стало известно по итогам переговоров президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине в начале февраля. Тогда речь шла о заключении стратегического партнерства между компаниями, которое будет включать в себя не только выпуск машин, но и развитие новых технологий в сфере электротранспорта, модулей и материалов для автопрома. Стороны планировали зафиксировать конкретные параметры проекта до середины 2022 года.

еще по теме:
«Вам посылка из Шанхая!»
Западные автогиганты уходят из России. Ждать ли нашествия китайцев?
Александр Рязанов

Очередная попытка

Chery не в первый раз пытается начать собирать свои автомобили на российском рынке. Калининградский «Автотор» в 2008–2009 годах в экспериментальном режиме, по сути, начал отверточную сборку машин марки без глубокой локализации, однако вскоре свернул проект. По словам источников, Минпромторг крайне осторожно относился к экспансии китайского автопрома в РФ. Владелец «Автотора» Владимир Щербаков позже заявлял, что с приходом других иностранных концернов на российский рынок власти стали более лояльно относиться к китайским брендам.

В 2021 году «Соллерс» начал завершающий этап реструктуризации УАЗа, которая займет три года. Ключевая цель — собрать в рамках компании активы и компетенции по модели мирового автопрома, объясняли в компании. Речь идет о штамповке, сварке, окраске кузовов и сборке автомобилей. По словам источника «Ведомостей», реструктуризация нужна для создания партнерства УАЗа с глобальным автоконцерном. Тогда название партнера не упоминалось.

В первом полугодии этого года китайский концерн обогнал по продажам российский УАЗ: Chery продал на рынке РФ 11 147 автомобилей (-27%) против 9720 (-26%) внедорожников из Ульяновска, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. На суббренд китайского концерна Cheryexeed пришлось еще 4320 автомобилей. По словам собеседника «Ведомостей», в последнее время Chery «крайне неохотно» отгружает автомобили, занижая объем обещанных поставок примерно в 1,5 раза.

Для китайского концерна российский рынок интересен, ведь по потенциальной емкости он довольно большой — до 2 млн автомобилей в год, отметил автоэксперт Владимир Беспалов. Он добавил, что сейчас многие зарубежные производители приостановили работу в России, что открыло возможности для продажи машин китайскими брендами. Если же преимущества локализации производства в РФ перевесят риски от санкций, то Chery останется в проекте, считает экспорт. По его словам, с этой точки зрения площадки «Соллерса» выглядят наиболее подходящими.

Сейчас в России есть порядка шести автомобильных заводов, которые можно купить с большой скидкой, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он добавил, что для Chery в данный момент принципиально, что они смогут получить взамен на организацию выпуска авто в РФ. Если это господдержка через заключение СПИКа, то это позитивный кейс для китайского концерна, уверен Бургазлиев. Китайские марки машин в ближайшие 1,5–2 года займут до четверти российского рынка, оценивает эксперт.

Еще по теме