$ 74.47
 89.87
£ 104.02
¥ 70.04
 82.09
GOLD 1732.15
РТС 1411.93
DJIA 30932.37
NASDAQ 13192.34
 3407137.00
бизнес

Сбербанк купил разработчиков «Ё-мобиля»

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Сбербанк купил 100% компании «Ё-инжиниринг», которая в 2010 году работала над российским проектом гибридного автомобиля «Ё-мобиль». В его создание в свое время инвестировал миллиардер Михаил Прохоров, однако проект был закрыт еще до начала серийного выпуска. Теперь же «Сбер» намерен использовать команду разработчиков для создания беспилотных авто.

«Сбер» закрыл сделку через свою дочернюю компанию «Цифровые активы», следует из данных «СПАРК». ООО «Ё-инжиниринг» ранее принадлежало белорусской «Кейджи Импэкс». В 2017 году она вошла в проект по созданию электрокара на базе Geely.

Сбербанк заявляет, что теперь команда разработчиков и компетенции «Ё-инжиниринга» будут использоваться для развития направлений Sber Automotive Technologies (SberAutoTech). О выделении отдельной дочерней компании «Сбер» сообщил еще в сентябре 2020 года. Структура займется созданием платформы для будущих автономных средств передвижения и беспилотных автомобилей.

Эксперты считают, что применить потенциал «Ё-инжиниринга», которая специализировалась на создании гибрида электрокаров, в разработке беспилотных авто будет сложно. Создание таких машин, как показывает опыт, требует больших ресурсов и наработанную технологическую базу, сказали журналу «Компания» автоэксперты.

 «"Ё-мобиль" — это полный провал»

В 2010 году группа «Онэксим» Михаила Прохорова поделилась планами создать в России первый гибридный автомобиль. Предполагалось, что такая машина будет иметь газобензиновый двигатель и емкостный накопитель энергии. В апреле 2011 года прототип «Ё-мобиля» опробовал президент Владимир Путин. 

Тем не менее серийный выпуск гибридного электрокара так и не начался. В 2014 году Прохоров отказался от проекта и передал его за символическую сумму в 1 евро институту НАМИ. Четыре образца «Ё-мобиля» достались знаменитостям, например лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому.

Сам Прохоров объяснял провал проекта сложной экономической ситуацией в стране, при которой реализовать его с прибылью стало невозможно. Сумма инвестиций бизнесмена в «Ё-мобиль» оценивались в 150 млн евро. 

Чего хочет «Сбер»

«Сбер» идет по пути создания экосистемы, одним из направлений которой будет выход на рынок беспилотников. В этом сегменте уже давно развиваются Google и «Яндекс», но, в отличие от «Сбера», они имеют успешные проекты в рамках создания искусственного интеллекта, отметил в беседе с «Компанией» Вячеслав Субботин.

«Для того чтобы зайти на этот рынок, нужно к кому-то присоединиться. И тут встает вопрос — кого выбрать: АвтоВАЗ, «Рено» или KIA? Толком от них ничего не возьмешь, поэтому, вероятно, кто-то сказал: “О, у нас же есть Ё-мобиль”», — отмечает он.

«"Ё-мобиль" был мифом, так как ничего за этим проектом не стоит, — продолжает эксперт. — Там нет железа, там нет конструкторов, там нет ничего. Такой большой воздушный пузырь, который благополучно схлопнулся», — добавил он.

Шансов у «Сбера» вывести успешный проект мало, так как самого автомобиля пока нет, нет базового носителя, объясняет эксперт. Компании, которые уже развивают свои продукты в этом сегменте — будь то Google, «Яндекс» или Tesla Илона Маска, довольно далеко продвинулись, а чтобы их догнать, Сбербанку предстоит либо купить и изучить созданные ими образцы, либо переманить специалистов. 

Потенциал у российского рынка беспилотных автомобилей все же есть, считают отраслевые специалисты. «Когда заработает в России беспилотное такси, зависит от того, насколько будут успешными тесты и насколько россияне будут готовы принять условную безопасность беспилотного автомобиля. В эпоху цифровых технологий не имеет смысла говорить, что это бесполезно. Это только вопрос времени», — сказал «Компании» автоэксперт, ведущий телеканала «Авто Плюс» Александр Коростелев.

Также игрокам рынка необходимо протестировать свои технологии с точки зрения их работоспособности в условиях российской разметки. В течение 2-3 лет это вполне возможно, отмечает аналитик.   

«Автопилоты, вероятно, нужны коммерческому транспорту: огромные грузовики, которые могут ездить без водителя, а владельцы бизнеса могут на этом что-то заработать. Но частному владельцу в беспилотниках пока нужды нет», — добавляет Субботин.

В начале февраля совместное предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies сообщило, что на время откажется от проекта разработки беспилотных автомобилей. 

В компании объяснили это сложностями в законодательстве.