Top.Mail.Ru
архив

Счет, сэр!

Мировые биржи отреагировали на провал американского блицкрига в Ираке, что заставило экспертов заняться подсчетами прямых и косвенных потерь для мировой и американской экономики от иракской кампании. Перед началом операции телекомпании CBS и NBC сообщали о финансовом запросе президента к конгрессу США на сумму $74,7 млрд. Из них на ведение военной операции предназначалось $62,2 млрд, а остальные средства предполагалось потратить на преодоление последствий войны в регионе.

Вскоре после начала боевых действий стало очевидно, что бюджет войны занижен. Источники агентства Associated Press в Пентагоне сообщили в начале апреля о том, что запас тактических ракет Tomahawk исчерпан и военному ведомству придется запросить из бюджета еще $2 млрд, чтобы заказать 1300 новых ракет у компании Raytheon Corp. По оценкам Центра стратегических и бюджетных ассигнований (Center for Strategic and Budget Assessments), с учетом таких чрезвычайных трат стоимость войны в Ираке в течение 30 дней составит примерно $85 млрд. А по расчетам экспертной группы комитета сената США по международным отношениям, только прямые затраты на ведение военной операции составят около $100 млрд, а послевоенное восстановление экономики региона обойдется Соединенным Штатам еще в $50 млрд – $150 млрд.

Для сравнения – прошлая война с Ираком, по оценке колледжа ВМФ США, стоила $61 млрд в ценах 1991 года, или 1% ВВП США. При этом 88% расходов на военную операцию Америке компенсировали союзники по антисаддамовской коалиции: Саудовская Аравия, Кувейт, Япония, Германия и Южная Корея. Все расходы по нынешней войне США несут на своих плечах, что, по прогнозам экспертов, неминуемо ведет к срыву президентской программы снижения налогов.

Помимо прямых военных расходов удар по американской экономике наносят турбулентность фондовых бирж и спады деловой и потребительской активности. 30 марта инвесторы перестали верить в «маленькую победоносную войну» и начали сбрасывать американские акции. Сразу после открытия торговой сессии «голубые фишки» Dow упали на 217 пунктов, индекс Nasdaq Composite – на 33 и Standard & Poor's 500 – на 20 пунктов. Кроме того, отмечалось, что многие инвесторы с началом войны закрыли вечерние «длинные» позиции из-за непредсказуемости ситуации в Ираке. Некоторое замедление спада биржевых индексов было отмечено утром 31 марта, после публикации официальных сообщений о том, что войска коалиции находятся в 10 милях от Багдада. Уже к середине дня падение продолжилось. Основные потери несут компании полупроводниковой индустрии и авиаперевозчики.

Также в сообщениях мировых информационных агентств говорится о значительном спаде в США потребительского спроса на продукцию предприятий автомобильной и радиоэлектронной промышленности. Представители этих компаний связывают пассивность покупателей с возросшей угрозой терактов на территории США. Не меньшее беспокойство в Америке вызвал опубликованный в конце марта чикагским отделением Института менеджмента по снабжению индекс деловой активности. Показатель снизился за месяц с 62,4 до 49,1. Последний раз такой резкий спад деловой активности отмечался в мае 1980 года.

По данным исследования Международного центра экономики в Канберре, в случае быстрого завершения войны в Ираке, общая сумма инвестиций в экономику США может сократиться на 8%. Если же операция «Шок и трепет» затянется на несколько месяцев, этот показатель может достигнуть 16%.

Центр мониторинга Лиги арабских государств предложил долгосрочный прогноз, в котором пообещал, что в случае быстрой победы американцев в Ираке последствия войны замедлят темпы роста мировой экономики на 1% в год. К 2010 году суммарный ущерб может достичь $1 трлн, причем половина совокупных потерь придется на США.

Еще по теме

архив
Дело Марата
Против бывшего генерального директора СК «Прогресс-Гарант» Марата Айнетдинова возбуждено уголовное дело по статье 201 УК – причинение крупного ущерба и злоупотребление служебным положением руководящего лица крупной коммерческой структуры. Инициатор иска – компания «Прогресс-Гарант», которая оценивает причиненный ей ущерб в $9 млн. Конфликт начался поле того, как Айнетдинов стал генеральным директором СК «Россия» и два месяца проработал там вместе со своей командой. Айнетдинов выдвигает свою версию конфликта, обвиняя МФО МЕНАТЕП, основного акционера «Прогресс-Гаранта», в невыполнении договоренностей о бесплатной передаче менеджерам 15% акций компании. МЕНАТЕП, в свою очередь, считает, что команда Айнетдинова успела вывести из компании ряд активов, и аргументирует это тем, что на выведенные средства ушедшие менеджеры приобрели у ИК «Атон» 84% акций СК «Россия». Противная же сторона утверждает, что 30% акций они получили бесплатно, а остальные 54% по-прежнему находятся в залоге у «Атона» с правом последующего выкупа. Впрочем, за всей историей может стоять естественное желание бывших хозяев скомпрометировать успешного менеджера, покинувшего компанию вместе с командой.
Дело Марата