Сделано во Вьетнаме: убыточный производитель электромобилей VinFast занял 3-е место по капитализации
Вьетнамская VinFast на прошлой неделе вошла в топ-3 автопроизводителей по капитализации в мире, обогнав Mercedes, Ferrari, BMW и GM. Рыночная стоимость всех акций компании, находящихся в обращении, составляет $139 млрд. По этому показателю VinFast уступает только Tesla ($777 млрд) и Toyota ($234 млрд). Об Х-факторе VinFast, качестве вьетнамских автомобилей, а также о перспективах их появления в РФ в материале «Компании».
На плечах титанов
Производитель автомобилей и скутеров VinFast был основан в 2017 году первым долларовым миллиардером Вьетнама, предпринимателем Фам Нят Выонгом, который заработал состояние на производстве лапши быстрого приготовления, а после занялся в стране недвижимостью, ритейлом и гостиничным бизнесом.
Первый вьетнамский автопроизводитель начинал работу так же, как и его коллеги из Китая: покупая лицензии на автомобили или отдельные их узлы у крупнейших мировых брендов. Так, первые вышедшие с конвейера в Хайфоне модели были построены на шасси от BMW, а то и вовсе являлись очередной реинкарнацией Chevrolet Spark. Что неудивительно, ведь Фам Нят Выонг выкупил завод в Ханое у General Motors, сворачивающей деятельность на неключевых для концерна рынках. Помимо GM, новый автопроизводитель наладил тесные технологические связи с Bosch, Magna и другими лидерами мировой индустрии.
Вскоре компания решила резко сменить курс: полностью отказаться от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и перейти на исключительно на электромобили. В 2022 году VinFast объявила, что головной офис компании переберется в Сингапур, поскольку эта юрисдикция «внушает инвесторам больше доверия». Также было заявлено о планах строить новые заводы по производству электромобилей в Германии и Соединенных Штатах.
Так была подготовлена почва для проведения IPO в США.
Вьетнамский миллиардер с московским образованием
Фам Нят Выонг родился в 1968 в Ханое. Семья будущего миллиардера жила бедно, как и многие вьетнамцы в то время. Отец был военным, мать продавала чай на улице.
Выонг с детства проявлял склонность к математике, за успехи в которой получил стипендию на высшее образование. Сначала он поступил во Вьетнамский геологоразведочный институт, но затем перевелся в Московский геологоразведочный институт на специальность «экономика» (окончил в 1993 году). Еще студентом женился на соотечественнице Фам Тху Хыонг, с которой вместе учился в вузе.
Получив высшее образование в Москве, пара перебралась на Украину, где на заемные средства открыла свой первый бизнес — вьетнамский ресторан. Вскоре супруги зарегистрировали предприятие «Техноком» и начали выпускать лапшу быстрого приготовления под маркой «Мирина» (это название в стране стало таким же нарицательным, как для России «Доширак»). В 2010 году «Техноком» выкупила компания Nestle за $150 млн.
Начиная с 2000 года прибыль от успешного лапшичного бизнеса Выонг инвестировал в недвижимость во Вьетнаме.
Сегодня в число проектов Vingroup входят курортные зоны под брендом Vinpearl, парки отдыха Vinpearl Land, торговые комплексы под брендом Vincom, элитные жилищные комплексы и коммерческая недвижимость, а также супермаркеты в Ханое и ряде других вьетнамских городов, ТНП, интернет-магазины, сельскохозяйственные объекты, школы и больницы, фармакологические предприятия.
Состояние Фам Нят Выонга оценивается в $5,9 млрд.
Планы как биржевой капитал
Выход автопроизводителя из Вьетнама на американскую биржу Nasdaq 15 августа этого года стал мировой финансовой сенсацией. В первый же день торгов капитализация VinFast составила $86 млрд — больше, чем у Ford и General Motors. За две недели акции компании выросли на 680%, на пике капитализация оценивалась в $190 млрд. Это позволило VinFast войти в топ-3 автопроизводителей по капитализации в мире.
Для выхода в публичное поле компания приобрела уже торгующуюся на бирже фирму (метод SPAC, любимый стартапами). После 28 августа акции VinFast перешли к падению. По последним данным, ее капитализация оценивается в $139 млрд. Даже такой резкий спад все равно делает VinFast дороже авторитетных автобрендов BMW или Ford. И это только на озвученных планах, без каких-либо серьезных продаж: за первую половину 2023 года компания, по ее собственным данным, поставила только 11,6 тыс. машин — почти в 80 раз меньше Tesla.
Аналитики полагают, что именно намерения, подкрепленные огромными инвестициями материнской Vingroup в производственные линии, делают акции биржевого новичка столь интересными инвесторам. Кроме того, компания пошла на неожиданный маркетинговый ход: покупатель авто не платит за самый дорогой компонент электротехники — аккумулятор, он его арендует. Это сильный аргумент в борьбе за долю нового транспортного рынка, опирающегося на инновации.
Впрочем, скептики уверены, что котировки вьетнамского бренда вполне могут повторить траекторию ценных бумаг других производителей электромобилей, таких как Nikola Corp. и Faraday Future, которые с момента выхода на биржу потеряли более 90% своей рыночной стоимости, а Lordstown Motors и вовсе объявила о банкротстве в 2022 году. Однако есть важная деталь, которая отличает перечисленные стартапы от VinFast: за ними не было крупного опытного финансового инвестора, такого как Vingroup.
При этом похвастаться положительными операционными результатами автоконцерн пока не может. Бизнес с первых дней был далек от прибыльности — на 31 марта 2023 года VinFast накопила убытки на $6 млрд.
Последняя выпущенная модель VF8, с которой VinFast планировала выйти на рынок США, подверглась всеобщей критике. При анонсированных планах продать на американском рынке 50 тысяч электромобилей, бренд реализовал только 137 штук. В этом эксперты винят слишком поспешный вывод модели на рынок и технологические несовершенства.
Впрочем, главным рынком сбыта для вьетнамского автоконцерна эксперты видят КНР: здесь уже привычны и популярны электромобили, а возможный запрет машин с двигателями внутреннего сгорания подтолкнет вверх сбыт продавцов электрокаров.
Дефицитные инновации
VinFast сделала ставку на необычность происхождения: азиатские компании пользуются большим вниманием инвесторов: именно в новых азиатских тиграх видят реальных соперников американских компаний на высокотехнологичных рынках. И тот факт, что VinFast не китайского происхождения, дает ей дополнительные бонусы: бизнес остается вне торговой войны Вашингтона и Пекина.
Бренд грамотно использовал происхождение, совместив западные компетенции с вьетнамским колоритом. Этим объясняется столь удачное размещение акций еще довольно неустойчивой фирмы на бирже, отметил в разговоре с «Компанией» кандидат экономических наук, доцент департамента менеджмента и инноваций ФГОБУ Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян.
«Идей у VinFast громадье, и, по всей видимости, инвесторы, создатели и государство строят на компанию большие планы, поэтому капитализация растет», — поддержал обсуждение автомобильный эксперт Максим Пастушенко.
Однако на капитализацию надо смотреть осторожно: в автобизнесе это не самый первый показатель, особенно в сегменте электро- и гибридных авто, подчеркивает автор исследования КРОС «Ландшафт влияния. Исследование отраслевых ассоциаций и деловых объединений» Петр Кирьян. «Здесь важно, сколько производитель зарабатывает или теряет на выпуске новой модели», — пояснил наш собеседник.
Отчасти колебания цен аналитики объясняют тем, что Фам Нят Выонг контролирует 99% находящихся в обращении акций компании через Vingroup, это подтверждается документами регулирующих органов. Ограниченное количество ценных бумаг, доступных сторонним инвесторам, препятствует справедливому установлению цены.
Вьетнамец в России
В прошлом году VinFast запатентовала в РФ дизайн двух перспективных кроссоверов. По заявленным характеристикам автомобили можно назвать конкурентоспособными, отмечают эксперты. Однако официальных сообщений о выходе на российский рынок от компании не поступало.
Автомобили VinFast могут появиться в России как опция по линии параллельного импорта, допускает Кирьян. Это возможно, если крупный дилер захочет поставлять и обслуживать эти машины, рассуждает он. Однако, скорее всего, данные модели будут экзотикой на российском рынке, прогнозирует эксперт. Все дело в стоимости: если посмотреть на стартовые цены VinFast — они выше, чем у Tesla или электромобилей из КНР (от $60 тысяч на рынке Северной Америки).
«У них заявка на то, что это вроде как премиальный бренд, конкурент BMW. Однако, учитывая, что в нашей стране BMW, Mercedes, Audi и так далее обладают достаточно большой силой бренда, продать здесь непонятное вьетнамское чудо без опыта, без школы инженерии, без традиций, без ничего — практически невыполнимая задача. У них и объемы выпуска не те, чтобы хорохориться и претендовать на серьезные экспортные цифры», — поделился мнением Пастушенко.
Ждать массовых продаж VinFast в РФ не стоит, так как объемы производства относительно невелики, согласен Хачатурян. Однако по мере развития компания вполне может вывести на российский рынок те самые кроссоверы, дизайн которых она запатентовала в 2022-м, допускает эксперт.
Перспективы при условии предложения высокого уровня качества продукции у VinFast есть, хотя тягаться с китайскими автопроизводителями, довольно активно и жестко осваивающими российский рынок, будет довольно сложно, заключил Хачатурян.