Top.Mail.Ru
архив

Серый волк и красный свет

Производители мобильных телефонов активизируют борьбу с «серым импортом» – неофициальными поставками своей продукции в Россию. При этом компании-производители занимают разные позиции: от непримиримой до спокойно-благодушной. Однако, как показывает практика, борьба с «серыми» поставками – занятие практически бесполезное, а абсолютно «белый» с точки зрения российского законодательства мобильный телефон в России встретить почти невозможно.

Против «серого» импорта в Россию активно выступают Alcatel, Motorola, Nokia, Panasonic, Philips, Samsung и Siemens. Их действия носят разъяснительный и ограничительный характер. Эти компании ставят на свою официально поставляемую продукцию уникальные идентификационные коды и стремятся довести до сведения потребителя информацию о том, как отличить «серый» телефон от «белого». Кроме того, производители отказывают в гарантийном обслуживании неофициально поставленных телефонов. Однако к услугам владельцев «серых» телефонов предоставлены неофициальные сервисные центры: существует немало компаний, которые, не будучи авторизованными сервисными центрами, готовы взять телефон на гарантийное обслуживание, если у владельца в наличии имеются все необходимые сертификаты. Такие услуги получили название «серый сервис».

Непримиримые и невозмутимые

Отношение компаний-производителей к проблеме неофициальных поставок различно. Наиболее жесткую позицию занимает Motorola. По словам менеджера по поддержке продукции компании Motorola в России и СНГ Андрея Быченко, «серый» импорт наносит ущерб имиджу производителя, поскольку все неофициальные аппараты прошли через руки хакеров, которые перепрограммировали аппарат для эксплуатации в России. «Это несанкционированное вмешательство в программное обеспечение сотового телефона, являющееся собственностью компании производителя. После такого «вскрытия» сотовый телефон становится некондиционным продуктом, и это отражается на его работоспособности. Но даже не это главное. Самая большая опасность в том, что подобными действиями наносится прямой ущерб потребителю. Его не информируют о том, что он приобрел несертифицированное некондиционнное оборудование и что на данный сотовый телефон не распространяется послепродажное гарантийное обслуживание производителя», – сказал Андрей. Другие компании, и в частности Samsung и Sony, беспокоятся гораздо меньше. По мнению генерального директора российского представительства Samsung Electronics Дон Джу Ли, доля неофициальных поставок телефонов Samsung на российском рынке не превышает 25%. «Наша ценовая политика в России и в Европе сбалансированная – цены примерно одинаковые. Некоторые модели даже поставляются в Россию по более низким, чем в Европе ценам. В результате доля неофициальных поставок крайне низка, и «серый» импорт не является для нас серьезной проблемой», – отметил он. Правда, стоит подчеркнуть, что на рынке телефонов Samsung действует в среднем и высоком ценовом сегменте, то есть там, где стоимость не является для потребителя приоритетом номер один. Низкая цена играет решающую роль при покупке в сегменте недорогих массовых аппаратов. Здесь процент «серых», а значит, дешевых телефонов особенно велик. В этом ценовом секторе сосредоточены интересы Siemens, Nokia и Motorola. По данным Motorola, в России 70 – 80% низкой ценовой категории ввозятся через неофициальные каналы. Для аппаратов средней ценовой категории этот показатель составляет 5 – 10%, а для высокой 2 – 5%. По данным управляющего торгового дома «Евросеть» Евгения Чичваркина*, Siemens страдает от «серого» импорта чуть меньше, чем Motorola, наибольшее число “разлоченных” телефонов в России – именно марки Siemens. Nokia вообще чувствует себя неплохо: в России она продает через официальные каналы около 2/3 ввозимых телефонов.

Три оттенка серого

Источников проникновения в Россию «серых» аппаратов несколько. Их можно условно разделить на несколько градаций, соответственно выделив несколько оттенков «серого». Первая, наиболее «светлая» категория – новые неблокированные (на них никогда не ставился так называемый SIM-lock, то есть функция, не позволяющая использовать телефон у другого оператора) телефоны, не предназначенные для работы в России и закупленные где-либо за границей. Вторая категория – «разлоченные», то есть бывшие заблокированными аппараты, приобретенные у дилера западного оператора. На этой категории телефонов стоит остановиться особо, потому что именно такие аппараты вызывают наибольшее беспокойство у производителей. Своим появлением вторая градация «серого» обязана системе дотирования терминалов. Согласно этой практике оператор продает абоненту аппарат ниже себестоимости или вообще бесплатно, а свои затраты он возвращает, продавая услуги – телефонный трафик. На этой схеме могут наживаться недобросовестные дилеры: они приобретают у операторов дотированные трубки якобы для подключения новых абонентов и сразу запускают их на вторичный рынок. По некоторым оценкам, из-за существования «серого» импорта крупные западные операторы теряют от 5% до 10% контрактов. По этой причине борьба с ним в значительной степени была инициирована западными операторами мобильной связи, пострадавшими от своих нечестных на руку дилеров. Не в силах отказаться от системы дотирования, операторы стали оказывать давление на производителей, требуя введения мер по пресечению неофициальных поставок. В отмене системы дотирования ни производители, ни операторы не заинтересованы. Производителям эта практика помогает бороться с затовариванием, которое в последнее время стало серьезной проблемой. Операторы, снижая входную планку для абонентов, накручивают размер клиентской базы и «столбят» таким образом бурно развивающийся рынок. Третья градация «серого», которая очень близка к «черной» – это ворованные телефоны. Причем речь идет не о бытовом воровстве единичных аппаратов на улице, а о крупных кражах на складах готовой продукции. Мобильные телефоны воруют в Европе небольшими партиями. По слухам, дилеры Siemens некоторое время испытывали серьезные проблемы с поставками из-за того, что наемный персонал в европейских портах, в основном выходцы из Юго-Восточной Азии, воровал телефоны коробками. При этом такие аппараты ненамного дешевле «разлоченных»: воры прекрасно осведомлены о текущих ценах и продают свой товар лишь с небольшой скидкой.

Герои идут в обход

 Украденные аппараты легко легализуются в трех основных центрах: Лондоне, Гонконге и в ОАЭ, откуда растекаются по всему свету. Три торговые зоны выбраны из-за наиболее «мягкого» законодательства. (Например, в ОАЭ официально разрешены подделки – нужно только ставить на ценнике метку «дубликат»). Телефоны первых двух категорий также легализуются через эти центры. Впрочем, операторы «серого рынка» используют и другие пути легализации. В частности, российские оптовые фирмы часто закупают партии «серых» телефонов в Германии. Так сложилось исторически: многие российские коммерсанты, заработавшие первоначальный капитал на перегоне в Россию подержанных немецких автомобилей, ныне переключились на телефоны. Караванные пути «серых» телефонов в Россию различны: их ввозят оптовые фирмы, мобильные телефоны интересны и челнокам, переквалифицировавшимся с польского ширпотреба на товары hi-tech. Не очень давно крупные партии разблокированных телефонов прибывали в Россию из Прибалтики. Новые челноки перевозили товар в традиционных клетчатых клеенчатых баулах. При этом крупные дилеры, такие, как, например, «Техмаркет», «Евросеть», «Анарион», закупают телефоны практически только в России у дистрибуторов. Темные градации «серого» интересны в основном мелким компаниям-дилерам. Такие телефоны дешевле, но риск при их реализации увеличиваетсяе: можно попасть в списки Интерпола (международная полиция ведет учет номеров украденных телефонов), и тогда проштрафившуюся компанию громко и прилюдно накажут. Мелкую компанию наказать не в пример труднее. Кроме того, украсть большую партию телефонов нереально, а крупному дилеру мелкими партиями заниматься неинтересно: на работу с мелкими поставщиками не хватает ни времени, ни сил.

Стоп-сигнал светофора

Борьба производителей с неофициальными поставками идет не только в России: в европейских странах эта проблема стоит не менее остро. Но пока борьба ни там, ни здесь не дает заметных результатов. Проигравшими в этой борьбе остаются российские отделения компаний-производителей: российские филиалы хотя и заинтересованы в продаже собственного оборудования, реальной конкуренции «серой» продукции составить не могут – цены не те. В результате собственные продажи российских отделений падают. Другой слой проигравших – западные операторы, которые фактически сами того не ведая дотируют российских абонентов. Для операторов сотовой связи продажи самих трубок не является профильным бизнесом: они зарабатывают на продаже трафика. В частности, крупнейшие московские операторы МТС и «Вымпелком» самостоятельно продают лишь около ¼ всех контрактов, остальные продажи идут через дилеров. В то же время проблема «серых» телефонов не оставляет операторов в стороне. Говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Михаил Умаров: «От «серого» импорта проигрывают больше всего производители – он бьет по их имиджу. Но и мы не слишком заинтересованы в распространении некачественных аппаратов: ведь если человек купит где-то некондиционный аппарат, подключится к нашей сети, а телефон откажется работать, крайними окажемся мы». Дилеры считают абсолютно «белый» телефон вообще «неторговым» из-за его высокой цены. Говорит генеральный директор торгового дома «Евросеть» Тимур Артемьев: «Не стоит путать неофициальные поставки с нелегальными. Российское законодательство позволяет осуществлять «серые» поставки. В частности, таможенные органы мало интересует источник приобретения телефона – для российской таможни важна уплата всех пошлин и наличие необходимых сертификатов. Мы считаем, что покупка «серого» телефона при соблюдении всех норм торговли и защиты прав потребителя и с правильно осуществленной заменой программного обеспечения приносит потребителю только пользу. Если же все закупки будут осуществляться «по-белому», только в официальных представительствах компаний, то последние воспользуются своим монопольным правом и цену на телефон в России будет определять топ-менеджер в Европе. А как показывает опыт последних лет, западные компании относят нашу страну к зоне средних и высоких цен». С тем, что абсолютно «белых» телефонов в России просто не существует, согласны и другие специалисты. На пути таких аппаратов в Россию горит красный свет. Дело в том, что уплата всех пошлин и таможенных сборов – дело практически нереальное (эти сборы слишком велики и рассчитываются зачастую волюнтаристскими методами), и все телефоны проходят таможенную очистку обходными путями. Последнее обстоятельство отпугивает от бизнеса продажи сотовых телефонов крупных потенциальных инвесторов – таких как банки. В результате в России практически нет крупных розничных сетей, подобных имеющимся в Западной Европе.

Кто такие «белые»?

Под «официально поставленным мобильным телефоном» участники рынка понимают телефон, купленный непосредственно у производителя или его официального дилера, предназначенный для продажи и использования непосредственно в данном регионе, прошедший таможенную очистку по своей контрактной цене, с оплатой всех пошлин, сборов и НДС. Этот телефон должен иметь гарантию сервисного центра и все необходимые сертификаты. Таковых сегодня в России три: сертификат гигиенический, сертификат соответствия и сертификат Госсвязьнадзора.


* признан в России иностранным агентом

Еще по теме