Top.Mail.Ru
политика

ШОС: новый вектор и новые страны-участники

Фото: Пресс-служба президента республики Узбекистан Фото: Пресс-служба президента республики Узбекистан

15 сентября стартует саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Его принимает Самарканд, поскольку в 2022 году Узбекистан председательствует в ШОС. По словам президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, в период «исторического разлома» этой международной организации уготована роль «полюса притяжения без разделительных линий». О том, в чем сила ШОС и кого ждут в рядах организации, он рассказал в программной статье «Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире».

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была основана в 2001 году главами России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В 2017-м к членам ШОС присоединились Индия и Пакистан. Ожидается, что в сентябре этого года в организацию войдет Иран. В сентябре 2021-го председательство в ШОС перешло от Таджикистана к Узбекистану.

По словам Мирзиёева, страны столкнулись с глобальным дефицитом доверия, что порождает риски ренессанса блокового мышления. Рост отчуждения, в свою очередь, мешает скорейшему восстановлению мировой экономики и глобальных цепочек поставок, что повышает реальные угрозы для продовольственной и энергетической безопасности. 

Существующие в разных частях мира горячие точки препятствуют рыночному перетоку капитала, реализации инвестпроектов, свободной торговле. Геополитический кризис усугубляется проблемами, вызванными климатическими изменениями, сокращением биоразнообразия и рисками новых пандемий.

Как считает Шавкат Мирзиёев, общества оказались как никогда уязвимы: люди сталкиваются с угрозой основам их жизни и благополучия, сокращения доходов. Справиться с этими вызовами в одиночку не способно ни одно государство в мире, уверен глава Узбекистана. Выход из спирали проблем в мире, где все страны очень плотно интегрированы в мировое пространство, также в многостороннем сотрудничестве. 

Чтобы диалог состоялся, а кооперация была успешной, страны независимо от их размера должны отказаться от узконаправленных собственнических интересов в пользу сотрудничества.

«Эффективное международное взаимодействие делает мир более устойчивым, предсказуемым и процветающим. Это наиболее реальный, доступный и близкий путь к решению общих проблем современности и всеобщий полис страхования от грядущих вызовов и шоков», — отметил в программной статье Шавкат Мирзиёев.

Глава председательствующего в ШОС государства также представил модель успешного сотрудничества. Оно, по мнению Мирзиёева, должно опираться на международные и региональные организации: хотя они и имеют недостатки, это единственный работающий механизм укрепления экономических, политических и социокультурных связей.

ШОС в этой связи отводится особая роль уже по той причине, что этот региональный союз объединяет огромные по площади территории и почти половину населения Земли. На долю государств-участников приходится около четверти от общемирового показателя ВВП. 

По мнению президента Узбекистана, основные направления стратегического сотрудничества в рамках ШОС — это транспорт и инфраструктура, энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность, инновационные разработки, диджитал-трансформация и зеленая экономика.

Все эти темы стали предметом экспертной дискуссии в рамках множества мероприятий, которые на протяжении последнего года прошли в рамках ШОС. Всего за время председательства Узбекистана проведено более 80 форумов, на которых выработано свыше 30 программных документов и договоренностей в интересах членов ШОС.

Сейчас Узбекистан готовится принять саммит, которому предшествовала 3-летняя пандемическая пауза. Для хозяев форума это значимое событие.

«Председательство Узбекистана в ШОС — логическое продолжение активного и открытого внешнеполитического курса, который проводит наша страна за последние шесть лет. Эта политика находит свое воплощение прежде всего в Центральной Азии — географическом ядре ШОС, где сегодня происходят позитивные и необратимые процессы укрепления добрососедства и сотрудничества», — отметил Шавкат Мирзиёев.

Кроме того, как подчеркнул в программной статье президент Узбекистана, в рамках ШОС важно интегрировать в глобальное пространство Афганистан, который традиционно стал буфером в противостоянии региональных центров сил, а сегодня может превратиться в связующее звено между Центральной и Южной Азией. Реализацией этой идеи должно стать развитие трансафганского коридора, включающего в том числе железнодорожный маршрут Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар.

Как подчеркивают опрошенные «Компанией» эксперты, вся система международных отношений сегодня претерпевает серьезные изменения, затрагивающие не только глобальную геополитику, но также мировую экономику, выстраиваемую все последние десятилетия на принципах экономической глобализации. Разрывы или угрозы разрывов устоявшихся глобальных цепочек добавленной стоимости и поставок, широкое применение различного рода санкций, вооруженные конфликты, борьба ценностных систем, технологическая конкуренция уже являются реальностью современной мировой политики.

«Очевидно, что международная среда, при которой создавалась организация в 2001 году, кардинальным образом отличается от той, что наблюдается в мире спустя два десятилетия, и это ставит организацию перед необходимостью не только реагирования на многочисленные вызовы, но также эффективного использования открывающихся возможностей и, более того, создания новых контуров региональной реальности», — уверен Рустам Махмудов, доцент факультета международных отношений Университета мировой политики и дипломатии.

Среди наиболее привлекательных факторов ШОС называют внеблоковый статус организации, открытость, ненаправленность против третьих стран или международных организаций, равноправие и уважение суверенитета всех участников, отказ от вмешательства во внутренние дела, недопущение политического противостояния и конфронтационного соперничества.

«В качестве концепта будущего развития ШОС можно отметить совместное движение стран-членов в сторону создания т. н. плюралистического сообщества безопасности, основой которого является чувство общности у народов и государств, а также совместимость ценностных систем. Создание подобного сообщества безопасности на большей части территории Евразии, более 60% которой уже приходится на страны ШОС, потенциально способно открыть огромные возможности для совместного развития всех участников организации», — подчеркивает Рустам Махмудов.

Именно поэтому организация, как заметил Шавкат Мирзиёев, становится «полюсом притяжения без разделительных линий», так как ориентирована на разновекторное взаимодействие через гарантии региональной безопасности. Неслучайно каждый год увеличивается число желающих войти в ШОС.

Ожидается, что на Самаркандском саммите статус государства-члена будет предоставлен Ирану. По словам Махмудова, вхождение этой страны в ШОС серьезно усилит ее потенциал, поскольку это одна из крупнейших экономик мусульманского мира, обладающая четвертыми подтвержденными запасами нефти в мире (почти 158 млрд баррелей) и вторыми запасами природного газа после России (34 трлн куб. м). Иран с населением в 85 млн человек — это обширный потребительский рынок. Обязательно нужно учитывать также научный и образовательный потенциал этой страны, которая уверенно входит в пятерку ведущих государств мира в области нанотехнологий.

«Возможно, следующей страной, которая получит статус члена ШОС, станет Белоруссия. Запуск процесса ее приема, по некоторым данным, может состояться на саммите в Самарканде и займет как минимум два года», — полагает Махмудов.

Кроме того, он отмечает, что на саммите в Самарканде ожидается получение Египтом, Катаром и Саудовской Аравией статуса партнеров по диалогу ШОС. «Это очень значимое событие, поскольку оно означает вовлечение в диалог ведущих стран Арабского мира — Египта с населением более 105 млн человек, Саудовской Аравии — крупнейшей экономики среди арабских стран и непререкаемого лидера нефтяного картеля ОПЕК, а также Катара, обладающего третьими по значимости запасами природного газа и традиционно входящего в пятерку самых богатых стран мира по доходам на душу населения», — уверен Махмудов.