Top.Mail.Ru
архив

Штурм нефтяных крепостей отложен до февраля

МИХАИЛ КАСЬЯНОВ "спас" нефтяников от потери прибылей, защитив их от Алексея Кудрина и дав возможность Виктору Христенко "сохранить лицо". После состоявшейся в минувшую среду встречи премьера с руководителями крупнейших нефтяных компаний (не было, по сообщениям СМИ, только представителей "Сибнефти") глава правительства решил пока не менять шкалу экспортных пошлин на нефть. Хотя перед совещанием он отметил, что "есть основания говорить об изменении шкалы".

Настаивал на этом Кудрин, по просьбе которого Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития подготовили три варианта новой экспортной шкалы. Все они оказались сильно круче нынешней шкалы, которую правительство с подачи христенковской комиссии по ТЭКу утвердило год назад. Минэнерго предложило наиболее мягкий вариант, ведомство Германа Грефа - самый жесткий, а Минфин - средний (но ближе к варианту Грефа). При цене барреля нефти до $25 различия между проектами и действующим вариантом незначительны. Но уже при цене, к примеру, $31 за баррель по нынешней шкале нефтяники платят 41 евро с тонны, а по новым вариантам шкалы 56 - 66 евро.

В результате пошлины были скорректированы на примерную величину падения евро к американскому доллару за год (1,16): на сырую нефть повышены - с 41 до 48 евро за тонну, на мазут - до 31, на дизтопливо - до 39 евро и т.д. ГТК предложил было вообще отказаться от счета пошлин в евро (курс падает - таможенные платежи сокращаются). Да и в правительстве были явно не в восторге от движения курса евро. Между тем вполне понятно, что такое решение вызовет очевидное недовольство ЕС - по крайней мере Германии и Франции. А это совершенно нежелательно в контексте принятого стратегического решения о том, что Россия часть Европы.

Чтобы не обижать европейцев, в правительстве не стали переводить пошлины в доллары. Взамен от того же ГТК пришла нестандартная идея перевода фиксированных в абсолютной величине таможенных ставок на стабильный как никогда рубль. Но и с этим правительство решило повременить как минимум до начала года.

Отложено до февраля и обсуждение аукционной схемы продажи квот на экспорт нефти. Но самое главное, что к этому времени планируется разработать методику определения "реальных цен на нефть для целей налогообложения". Что будет представлять собой реальная цена нефти в стране, где нефть на рынке не торгуется, - это неизвестно. Но представители компаний по итогам встречи с Касьяновым выказывают сдержанный оптимизм: значит, формула "реальной цены" может стать "формулой компромисса". Действительно, прозрачный механизм определения специальной налоговой цены, да еще на несколько лет вперед, - это несколько лучше, чем свобода МНС высчитывать "рыночную цену" по собственным критериям и трактовать все сделки по более низким ценам как уход от налогообложения. Кроме того, за постепенный отказ от трансфертных цен правительство не против снизить роялти и отменить налог на воспроизводство МСБ.

Правда, в результате налоги на нефтянку по-прежнему будут оставаться результатом договоренности правительства с отраслью, что возбуждает понятную зависть представителей других отраслей. Однако, если весной цена нефти упадет (она, впрочем, и сейчас уже невысока), повод для зависти снимется сам собой.

Еще по теме