Системный банк
АФК «Система» - довольно необычная для России ФПГ. Отстраивая свою корпорацию, отец-основатель АФК Владимир Евтушенков ухитрялся долгое время обходиться без опорного банка. В какой-то момент казалось, что таковым для «Системы» станет Промрадтехбанк. Затем, счета основных предприятий АФК сосредоточились в ГУТА-банке. Причем ГУТА-банк предоставлял «Системе» не только расчетно-кассовое обслуживание, но и в какие-то моменты - скажем, при выпуске депозитарных расписок МТС - выполнял функции финансового консультанта.
Но с осени 2000 года МГТС, МТС, «МТУ-Информ» и другие компании, аффилированные с «Системой», начали переводить свои счета из ГУТА-банка в Московский банк реконструкции и развития (МБРР). МБРР и раньше входил в сферу интересов «Системы». Достаточно сказать, что до мая прошлого года сам Владимир Евтушенков входил в совет директоров МБРР.
Однако до недавнего времени МБРР находился в полузаконсервированном состоянии. Теперь же Евтушенков, судя по всему, взялся за банк основательно.
МБРР, что называется, начали «накачивать деньгами». Валюта баланса за год выросла в четыре раза. К участию в уставном капитале приглашаются «сторонние» компании, чей объем бизнеса сопоставим, а подчас и превосходит «системовский». Первая ласточка - «АЛРОСА» - получила 18,8% акций МБРР. И, как говорят, «очень позитивно» смотрит на предстоящую дополнительную эмиссию акций банка. Кстати, президент «АЛРОСА» Вячеслав Штыров возглавляет совет директоров МБРР.
Существенно меняется и продуктовый ряд МБРР. Появились операции факторинга, управление ценными бумагами клиентов, финансовый консалтинг для клиентов. Тарифы, ранее определенно указывавшие на жизнь «в режиме РКЦ», становятся более публичными и конкурентоспособными.
О том, что происходит с банком, в интервью «Ко» рассказал председатель правления МБРР Александр Арутюнов.
«Ко»: Чем обусловлена столь неожиданная активность МБРР?
Александр Арутюнов: Таким было решение акционеров. В 1999 году было принято решение о том, что банк должен выходить из состояния консервации, проявлять себя на рынке. И в банк стали переводиться счета акционеров, крупных клиентов.
«Ко»: Какая задача была поставлена при выводе МБРР из консервации? Стать опорным банком АФК «Система» взамен ГУТА-банка или Промрадтехбанка? Или цели были более масштабными?
А.А.: Задач было несколько. Бесспорно, одна из них - стать опорным банком корпорации. Акционерам нужен банк как эффективно работающая машина. Мы должны создать условия для клиентов, чтобы их деньги здесь не просто хранились, а работали - причем эффективнее, чем в других банках.
Более масштабная задача - заявить о себе на рынке, позиционироваться как крупный универсальный банк. К концу 2001 года МБРР по ряду параметров войдет в число 15 крупнейших банков.
«Ко»: Чтобы стать одним из 15 крупнейших банков, МБРР необходимо существенно нарастить уставный капитал. Будет ли уставный капитал наращиваться за счет средств «Системы»? Или есть и другие источники?
А.А.: Мы работаем с нашими сегодняшними акционерами и одновременно ведем переговоры с рядом крупных «сторонних» компаний, которые также изъявляют желание стать акционерами.
Тут срабатывает первый закон диалектики - переход количества в качество. Банк развивается количественно. Возрастает количество клиентуры, количество счетов. А поскольку есть нормативы, ограничивающие возможности банка по обслуживанию клиентов, неизбежен качественный скачок.
«Ко»: Но не рискует ли «Система» потерять контроль над банком при столь интенсивном наращивании уставного капитала?
А.А.: «Система» в первую очередь проявляет интерес к укрупнению банка с учетом и своих интересов, и интересов новых акционеров. И «Система», и остальные акционеры понимают, что нужен не тотальный контроль, а гибкий, позволяющий каждому акционеру реализовать свои интересы не причиняя ущерба банку как эффективному финансовому институту.
Кстати, сама «Система» привлекает предприятия и компании, которые могут усилить банк. «Системе» нужен сильный банк, а не расчетно-кассовый центр. Банк, в котором решения принимаются экономически обоснованные и нет риска перекоса в администрирование.
«Ко»: А кто привел компанию «АЛРОСА»?
А.А.: МБРР с «АЛРОСА» сотрудничает уже давно. Еще с 94-го года. Тогда между советом директоров банка и руководством компании «АЛРОСА» возникли партнерские взаимоотношения. Таким образом «АЛРОСА» была привлечена в МБРР в качестве клиента. С тех пор они работают с нами - в основном по вексельным программам. Были в нашем сотрудничестве всплески, было затишье. В 1997 - 1999 годах установилась вообще полнейшая тишина. А сейчас, когда банк заработал, стал представлять из себя действующий механизм, субъект финансового банковского рынка, возник интерес к МБРР и пошли практические контакты и проекты.
«Ко»: Среди клиентов МБРР есть компании, до недавнего времени являвшиеся стратегическими партнерами ГУТА-банка. Вряд ли ГУТА-банк захочет терять МГТС, МТС, «МТУ-Информ» и проч. Вас не смущает перспектива конфронтации с банком, который крупнее МБРР?
А.А.: Клиентура, которую вы перечислили, действительно планомерно переходит из ГУТА-банка в МБРР. Скорость этого процесса регулируется лишь готовностью самого МБРР обслуживать эту клиентуру. У нас же идет очень интенсивный процесс по инвестированию самих себя. Банк обновляется изнутри.
А то, что «ГУТА» крупнее… Можно сказать так: ГУТА-банк существует давно, а МБРР в своем нынешнем виде появился лишь в сентябре 2000 года, когда у нас закончилась реструктуризация.
Я думаю, что через год, а может, раньше, мы сравняемся с ГУТА-банком. Или даже будем крупнее, чем они.
Есть еще один нюанс. МБРР - по своей сути и по политике, которую проводит менеджмент банка и его владельцы - это чисто коммерческий частный банк, который путем расширения состава акционеров (за счет крупных частных компаний) и клиентской базы демонстрирует рынку стратегию на устойчивость.
«ГУТА», бесспорно, крупный банк. Но вот тенденции влияния государственного участия и соответственно роли политических решений в определении стратегии банка - это вопрос.
Конечно, ГУТА-банк как конкурента нельзя недооценивать. Это хороший банк, в котором довольно рано поняли, что необходимо идти в сторону электронных технологий. И они пошли в эту сторону. Успешно или нет - не мне судить.
Но это движение было обусловлено клиентурой ГУТА-банка. Для развития электронных технологий, электронных средств платежей, Интернет-банкинга и т.п. нужна клиентская база. Телекоммуникация и связь - отличная база. Когда они в итоге окажутся у нас, это будет уже наш бизнес. Потому что есть круг абонентов, который пользуется услугами компаний связи. 1 млн человек у МТС, 4 млн - у МГТС. Плюс «цифровые». Мы дотянемся до этой ритейловой клиентуры своими карточками, счетами, предложениями.
Сейчас мы готовим серьезную программу по работе именно с клиентами, которые являются пользователями услуг связи.
Мы пытаемся построить алгоритм, который позволит сделать нашими клиентами абонентов компаний связи. Задача чрезвычайно интересная. Собственно говоря, наличие клиентской базы из 4 - 5 млн человек позволяет говорить о создании новой платежной системы.
«Ко»: Но у вас есть еще один сильный конкурент помимо ГУТА-банка. На ваше поле активно вторгается группа питерских банков, близких к нынешнему руководству Минсвязи. В частности, банк «Санкт-Петербург», по слухам, уже присматривается к подмосковной «Электросвязи». Формально это частные банки, но лоббисткий ресурс у них сильнее.
А.А.: Рынок будет держать тот, кто обслуживает компании-операторы. Всем остальным придется работать исключительно на привлечение физических лиц.
Потенциал подмосковной «Электросвязи», бесспорно, велик. Компания, по нашим данным, нуждается в большом количестве инвестиций. Это суперликвидные вложения.
Но в России 89 регионов, в каждом из которых своя «Электросвязь». Всего охватить нельзя. Подмосковье, безусловно, интересно. Но кроме нас есть банки, которые работают со «Связьинвестом», с «Ростелекомом». Каждый имеет определенное лобби по региональным «Электросвязям».
Мы понимаем, что «Связьинвест» - главенствующая организация, владеющая контрольными пакетами большинства региональных телефонных компаний (если не всех, кроме МГТС), и оперативность работы с этими компаниями зависит от отношений со «Связьинвестом». Поэтому я полагаю, что здесь лидирующие позиции будут занимать те, кто сумеет договориться со «Связьинвестом».
Наш рынок развития - Москва. Но мы имеем и ряд программ в регионах, в том числе и в тех из них, где мы только начинаем работу, надеясь отвоевать разумную долю рынка.
А что касается конкуренции, то ее не надо бояться. Потому что конкуренция заставляет оптимизировать собственный бизнес.