Top.Mail.Ru
архив

Склад на три угла

Отдел логистики компании "3М Россия" - "дочки" американской 3М - работает с беспрецедентно большим количеством товарных позиций. Такова специфика фирмы, сделавшей ставку на широту ассортимента. Опыт менеджеров 3M в некотором смысле уникален.

ПОЛГОДА НА РЕШЕНИЕ

3М можно назвать самой плодовитой компанией в мире. Она производит 55 тыс. наименований разного рода "мелочей", которые продает в 200 странах мира. Это промышленные абразивы, тканевые покрытия, утеплители одежды, средства пожаротушения, канцелярские товары и проч. Объем продаж "всякой всячины" от 3M в 1999 году превысил $15 млрд.

В России представительство корпорации начинало работу в 1991 году с поставок всего пяти наименований товаров. Сейчас их число увеличено до полутора тысяч. Сами понимаете, как важно в такой ситуации наладить управление складом. 3M может служить хорошим примером организации подобной работы.

Товарный склад в "3М Россия" условно разделен на три части. Примерно 80% всей продукции относится к собственно складской группе. По каждому наименованию на складе содержится месячный запас. "Это продукция постоянного спроса с большим объемом продаж, поэтому выделять под такие товары основные складские площади и оборотные средства вполне оправданно", - говорит Светлана Баланова, руководитель отдела логистики "3М Россия".

Вторая группа - так называемые нескладские товары. То есть все, что поставляется в Россию под конкретный заказ. Подобные товары обеспечивают примерно 10% российских продаж 3M. Правда, иногда для наиболее крупных заказчиков 3M завозит на склад товарный резерв - в расчете на то, что клиент может совершить следующий заказ в большем объеме. Но это все равно разовые поставки.

Наконец, третий "угол" на складе - так называемый оценочный склад. Сюда попадают новые товары и продукция, которую логистики намерены перевести из нескладской категории в складскую. Такое случается, когда отдел маркетинга компании включает тот или иной товар в программу привлечения новых клиентов.

"На постоянном складе размеры товарных запасов определяются в соответствии с их "историей продаж" и объемами текущих заказов, - говорит Светлана Баланова. - Понятно, что по новым или "нескладским" товарам такой информации нет. В этой ситуации оценочный склад позволяет нам сократить риск необратимых издержек, вызванных зависанием товара на складе".

Схема работы оценочного склада проста. Сначала сюда завозится некое минимальное количество продукции. Объем же каждой последующей партии зависит от размера остатков на складе и количества заказов. Управляется оценочный склад контролерами из отдела логистики "вручную" - в отличие от постоянного склада, где товарный запас поддерживается при помощи специальной компьютерной программы.

По правилам 3М на оценочном складе каждая новая категория товара может находиться только полгода. По словам Светланы Балановой, это достаточный срок, для того чтобы определить устойчивость спроса и окупаемость издержек на формирование запасов. По истечении шести месяцев товар неизбежно переходит либо в складскую категорию (если спрос на него сформировался), либо в нескладскую (если сбыт ограничивается разовыми заказами).

ЖИВОЙ СКЛАД

В "3М Россия" каждый месяц вводят в ассортимент новые наименования товаров. Чтобы избежать в этой ситуации переполнения складской группы, в компании принято время от времени возвращать часть товаров из складской категории в нескладскую.

"Мы постоянно сравниваем объемы продаж и складские издержки по каждой товарной позиции, - рассказывает Светлана Баланова. - Если прогноз продаж какого-либо товара не оправдывает содержание постоянного запаса, то эта позиция переводится в нескладскую группу. Однако затем этот же товар может быть возвращен обратно".

Так, например, произошло с целым рядом наименований канцелярских товаров, спрос на которые сильно упал во второй половине 1998. В течение последующего года эта продукция постепенно возвращалась на склад.

"Несмотря на сложности в управлении, такой "живой склад", на котором постоянно происходит перемещение товаров из одной категории в другую, оказывается наиболее экономичным, - отмечает Светлана Баланова. - Потому что деньги не замораживаются в товарных излишках или остатках".

Специфика товарного ассортимента делает непростой логистику 3М. К продукции массового - а следовательно, более или менее устойчивого - спроса можно отнести только канцелярские товары. На все остальное (материалы для различных производств, сферы услуг, медицины) спрос скачкообразный, привязанный к особенностям бизнеса клиентов. "Даже по одному и тому же наименованию товара у нас нет клиентов, похожих по периодичности, объемам и содержанию заказов", - говорит Светлана Баланова.

В другой компании со схожей структурой товарного ассортимента - "Кодак А/О", российской "дочке" Eastman Kodak, логистика устроена попроще. По числу наименований импортируемых товаров "Кодак А/О" превосходит "ЗМ Россия" в два раза, но основные объемы продаж приходятся именно на потребительскую группу - товары для фотобизнеса, спрос на которые сравнительно ровный и однородный. "Для этой категории мы держим возобновляемый складской запас, - говорит Елена Павлова, руководитель отдела импорта "Кодак А/О". - Продукцию по другим направлениям (медицина, кинематография, профессиональная фотография) мы поставляем на заказ".

ОБЩЕЕ ДЕЛО

Подразделение логистики 3M оказывает существенную помощь своим маркетологам. Ведь то, что маркетолог пытается выяснить, сидя в своем кабинете, складской работник может узнать из непосредственного общения с клиентами.

"Наши контролеры, которые просматривают и корректируют отчеты складской программы, отмечают изменения в спросе быстрее отдела маркетинга, - отмечает Светлана Баланова. - Например, складские контролеры первыми узнают о том, что заказы на тот или иной товар начинают поступать чаще, нежели этот товар завозится на склад. Поэтому с начала 1999 года мы наделили контролеров еще и функцией первичного анализа спроса".

По словам руководителя отдела логистики, в прошедшем году ее подчиненные несколько раз опережали маркетологов в инициативах по введению новых товаров в складскую группу. Так, например, было с одним артикулом клеевой ленты, который под заказ поставлялся для завода холодильников. Контролер отдела логистики отметил рост объема закупок при каждом новом заказе. По его предположению, это могло быть связано с ростом производства в целом по отрасли, а значит, свидетельствовало о возможности привлечения новых клиентов.

Информация была передана в отдел маркетинга, и в конечном счете этот товар перевели в складскую группу, активизировав его сбыт. Объемы продаж в результате в несколько раз превысили прежние поставки под заказ.

"С отделом логистики мы проводим совещания по планированию продаж не реже одного раза в месяц, - говорит Андрей Земский, руководитель группы "Материалы для промышленности" компании "3М Россия". - Информация, которую мы получаем, помогает нам корректировать оценку спроса на тот или иной товар".

Еще по теме