Top.Mail.Ru
архив

"Славнефть" не пропустила "танков"

На карте отечественной нефтянки наметились новый союз и новая "горячая точка". Оба события имеют прямое отношение к предстоящей продаже крупных пакетов акций государственных нефтяных компаний. "Дружить" собираются "ЛУКойл" и ЮКОС, которые не отрицают возможности совместного участия в конкурсе по продаже госпакета акций Оренбургской нефтяной компании. Скорее всего, после покупки альянс тут же распадется, потому что партнеры собираются "распилить" ОНАКО на две составляющие. Добыча достанется ЮКОСу, у которого в структуре компании преобладает переработка, а Орский НПЗ отойдет "ЛУКойлу", который намерен поставлять туда нефть из Казахстана. "Горячая точка" же появилась, видимо, в результате разрыва договоренностей между "Сибнефтью" и Тюменской нефтяной компанией относительно "мирного" освоения территории "Славнефти". Напомним, что ТНК всерьез претендует на контроль над "Славнефтью". Тюменской компании удалось скупить 12,58% акций холдинга "Славнефть", 34% акций "Ярославнефтеоргсинтеза" (ЯНОС) и примерно 27% акций добывающей "дочки" холдинга - "Мегионнефтегаза". "Сибнефть", насколько известно, не владеет акциями предприятий "Славнефти", но имеет неплохие отношения с топ-менеджментом компании.

На прошлой неделе ТНК получила от "Славнефти" жестокий удар. Несмотря на то что "танкисты" консолидировали 34% акций ЯНОСа, по итогам собрания акционеров ни один представитель ТНК не вошел в совет директоров ЯНОСа. Скандал разгорелся из-за предлагаемой дополнительной эмиссии акций ЯНОСа в пользу материнского холдинга "Славнефть".

Декларируемые цели эмиссии совершенно благие. Еще с 1996 года "Славнефть" пытается получить от Японского банка реконструкции и развития кредит в $200 млн на реконструкцию завода. В конце 1997 года менеджменту "Славнефти" пришло в голову, что с помощью кредита можно избавиться и от нежелательных акционеров. Тогда блокирующим пакетом акций ЯНОСа владела корпорация "Синтез", которая поставляла на ЯНОС нефть по процессингу. Вроде бы представители "Синтеза" не захотели разделить со "Славнефтью" солидарную ответственность по японскому кредиту. Поэтому менеджмент компании с согласия представителей государства решил размыть долю "Синтеза".

В этом году действующие лица в "Славнефти" сменились. Вместо Василия Думы компанию возглавил экс-вице-спикер нижней палаты парламента Михаил Гуцериев, а акции "Синтеза" перешли к ТНК (как говорят, именно с подачи гуцериевского предшественника). Новое руководство "Славнефти" по-прежнему намеревалось увеличить свою долю собственности в ЯНОСе. Тем более что недавняя поездка Владимира Путина в Ярославль существенно приблизила "Славнефть" к японскому кредиту. 23 мая Минфину было рекомендовано предоставить "Славнефти" поручительство на сумму 31,3 млрд японских иен (примерно $142 млн) в рамках использования межправительственного кредита Японского банка международного сотрудничества, а по возвращении из Ярославля президент РФ дал Михаилу Касьянову команду предоставить "Славнефти" трехлетнюю отсрочку по таможенным платежам по поставке оборудования в рамках кредита.

ТНК перед угрозой размывания своего пакета акций в ЯНОСе переполошилась. 24 мая президент тюменской компании Семен Кукес в письме Гуцериеву недоуменно восклицал: "Почему дополнительные акции размещаются только в пользу НГК "Славнефть"?!" - и просил отложить собрание акционеров ЯНОСа. Но собрание прошло в срок. Эмиссию "танкисты" все же заблокировали, но зато не смогли провести своих кандидатов в совет директоров.

Накануне собрания представители ТНК просчитали множество вариантов развития событий. Один из представителей ТНК сказал: "Знаете, все бывает. Например, идет на собрание человек с доверенностью, а его забирают в милицию. Выяснить, почему на фотографию в паспорте не похож или еще что-то. Продержат три часа и отпустят. Ровно к концу собрания". Поэтому представители ТНК проголосовали заочно. И за совет директоров, и против эмиссии.

"Танкисты" не учли одного. Перед выборами совета акционеры должны решить, каким будет его количественный состав. В бюллетенях для заочного голосования предлагалось голосовать за 10 человек. Так и проголосовали представители ТНК. А цифра "10" в бюллетенях, розданных участникам очного голосования, сменилась на "7"! В итоге все результаты голосования представителей ТНК за кандидатов в совет были признаны недействительными.

На пресс-конференции после собрания Михаил Гуцериев выглядел победителем: "Сейчас мы вам расскажем, как в рамках российского законодательства ставить на место зарвавшихся акционеров… Они пытались заблокировать эмиссию и потеряли влияние на ближайший год". По поводу заблокированной эмиссии ЯНОСа президент "Славнефти" тоже не очень расстроился. По его словам, возможно, для реконструкции завода будет создана компания ЯНОС-2 - стопроцентная дочерняя компания "Славнефти", за которую холдинг и поручится по японскому кредиту. 10 - 15 процентов акций ЯНОСа-2 предполагается передать администрации Ярославской области. Что до ТНК, то Гуцериев настроен очень воинственно. По его словам, в ближайшее время "танкистов" не будет также в советах директоров и "Мегионнефтегаза", и самой "Славнефти". А вот "Славнефть", наоборот, будет присутствовать в качестве совладельца ТНК. Гуцериев сказал, что в его компании существует специальный фонд для приобретения свободных акций ТНК и ее "дочек". Уже куплены 5% (по другим данным - 10%) акций неназванного "основного дочернего предприятия ТНК".

Михаил Гуцериев так объясняет причину своей непримиримости к ТНК: "Я не могу вести переговоры с людьми, которые не держат слова". По словам Гуцериева, в конце мая состоялась его встреча с Германом Ханом и Виктором Вексельбергом - фактическими хозяевами ТНК. Они якобы предложили госменеджеру Гуцериеву проводить "дружественную" линию в "Славнефти" в обмен на "зарплату" в $30 млн ежегодно (по слухам, именно таким образом "танкисты" договорились в свое время с управляющим "Черногорнефти"). Однако Гуцериева предложение оскорбило.

Существует и другая версия подоплеки конфликта. В ходе нашей поездки в Ярославль случился забавный эпизод. Михаил Гуцериев общался с журналистами на природе, возле придорожного кафе. Всех сильно кусали комары. Один из журналистов спросил у Гуцериева, может ли он и от комаров избавиться так же, как от назойливых акционеров. "Запросто, - ответил он, - пошли под крышу". Не исключено, что президенту "Славнефти" благоволит влиятельный в Кремле Роман Абрамович. Между прочим, один из представителей "Славнефти" сказал, что, по его прогнозам, к сентябрю, когда намечена продажа 19,68% акций "Славнефти" из госпакета, влияние "Альфа-групп" в Кремле существенно ослабеет. Пока же этого не случилось, борьба за "Славнефть" обещает еще много интересного.

Еще по теме