Top.Mail.Ru
архив

Спасение утопающих

Выходные данные:

Майкл Роберт

Новое стратегическое мышление. Просто о сложном. М.: «Поколение», 2006. Тираж 3000 экз.

 

Майкл Роберт – партнер и основатель консалтинговой компании DecisionProcessesInternational (DPI), и его книга посвящена – чему бы вы думали? – тому, как хорошо и эффективно работает его компания. Все бизнесмены, находящиеся на грани гибели, – немедленно зовите на помощь Майкла Роберта, и он спасет вас или, по крайней мере, укажет на ваши ошибки. Начинается книга с драматической истории о том, как всемирно известный производитель экскаваторов Catterpillar перестал заботиться о качестве своей продукции, сократил бюджеты конструкторских и исследовательских подразделений и в результате чуть не был уничтожен японскими конкурентами. «Обычные» – очень известные – стратегические консультанты ему ничем не помогли, но тут весь в белом явился Майкл Роберт со своим ноу-хау – «Процессом стратегического мышления».

«Ноу-хау» DPI заключается в том, что консультанты не берут на себя смелость навязывать клиенту какие-либо решения, а исходят из принципа «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». По сути, пресловутый «Процесс» сводится к системе консультаций и совещаний, на которых сотрудники компании сами разрабатывают свою новую стратегию, а также определяют важнейшие пути ее реализации. Консультантам остается только направлять и структурировать происходящие обсуждения. Принципиальная позиция Майкла Роберта заключается в том, что в обсуждении должно принимать участие как можно большее количество менеджеров самых разных уровней. К числу «смертных грехов, приводящих к стратегическому недомоганию», Роберт относит попытки разработать стратегию в узком кругу топ-менеджеров или даже переложить эту работу на внешних консультантов. Стратегия, которая не родилась внутри компании и неизвестна сотрудникам, ими не разделяется и вряд ли будет успешно претворена в жизнь. Правда, из этого следует вывод, которого сам Роберт не делает: успешно применять «Процесс стратегического мышления» можно только к тем фирмам, где собран опытный и высококвалифицированный персонал. Если менеджеры не знают своей отрасли, никакие совещания не сделают их специалистами.

Для кого написана книга Роберта? Сразу следует сказать, что на систематическое пособие по менеджменту она не тянет. Тех бизнесменов, кто уже подумывает, не пригласить ли «гуру» из DPI, чтение панегирического труда Роберта убедит сделать это немедленно. Вполне можно себе представить читателя – бизнесмена, менеджера или студента экономического вуза, – который привык по крохам собирать информацию о конкретных бизнес-ситуациях. В книге Майкла Роберта подобные ситуации описаны во множестве, и это ее несомненное достоинство. Некоторые приводимые Робертом примеры крайне поучительны: о том, как покупка непрофильного бизнеса приводит к снижению качества менеджмента и в купленной фирме, и в компании-приобретателе.

Наконец, книга Роберта вполне может пригодиться тем российским консультантам, которые бы захотели сами разработать некий аналог робертского «процесса». Он описан в книге с подробностью, достаточной для того, чтобы соорудить какую-нибудь грубую подделку. Например, Роберт пишет, что «процесс начинается с ознакомительного совещания, длящегося половину рабочего дня». Запоминайте: половину рабочего дня…

Еще по теме