Top.Mail.Ru
рынки

Спрос на автомобили в салонах Москвы возвращается на докризисный уровень

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Открывшиеся после карантина автосалоны пытаются наверстать упущенные за последние два месяца продажи. Отложенный спрос на автомобили пока оправдывают ожидания участников рынка, которые отмечают приток клиентов, сравнимый с июнем 2019 года. 

В Москве и других крупных российских городах официально заработали автосалоны, которые были закрыты во время карантина. Розничные торговые точки по продаже автомобилей работают с необходимыми ограничениями: попасть сюда можно только по предварительной записи со стандартным соблюдением мер индивидуальной защиты (маски, перчатки). Но, несмотря на это, представители автомобильного ретейла фиксируют повышенную потребительскую активность. В прошлые годы летние месяцы традиционно считались периодом не слишком высокой активности для автомобильного бизнеса. Но сейчас посещаемость автосалонов выросла в разы, день ото дня растет количество сделок.

«Мы понимаем, что Москва — это один из основных рынков для продажи автомобилей в стране, поэтому автодилеры были в числе первых предприятий, работу которых было важно восстановить», — так прокомментировал журналу «Компания» решение о включении автосалонов в первую очередь на открытие заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

По оценке автодилера «Рольф», только за первую неделю после снятия ограничений объем сделок в их автосалонах вышел на уровень июня докризисного, 2019 года.

В беседе с «Ко» директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников рассказал, что в столице после открытия шоурумов ситуация развивалась по следующему сценарию: сначала автодилер фиксировал рост входящих звонков, затем клиенты стали приходить в салоны. Сопоставим с июнем 2019 года и общий клиентский трафик.

Ту же динамику отмечает Анастасия Курбатова, менеджер отдела продаж автомобилей марки Mini дилерского центра «Автодом». «Мы открылись 1 июня, как и многие дилерские центры, и в нашем автосалоне после открытия клиентский трафик увеличился ориентировочно в 2,5-3 раза, — рассказывает она. — В период карантина мы пытались продавать дистанционно, сейчас активность повысилась, трафик существенно вырос, приходят люди, продолжают поступать онлайн-заявки».

«В наших автосалонах чувствуется эффект отложенного спроса и то, что люди устали за два месяца сидеть дома, они хотят покупок, да и просто общения. В некоторых наших торговых точках за последнюю неделю контрактов и выдач было столько же, сколько за весь май, — продолжает Анна Уткина, руководитель пресс-службы группы компаний «АвтоСпецЦентр».

«С открытием автосалонов к нам вернулись покупатели, и это отложенный спрос, — отмечает, в свою очередь, Дмитрий Макарычев, директор автосалона "Авилон. Hyundai". — Да, обычно летний сезон — это период массовых отпусков, но в этом году, по причинам еще действующего карантина, на туристические поездки будет другая ситуация, очень многие отменили или передвинули свои отпуска. И те, кто планировал приобрести автомобиль, как раз захотят воспользоваться появившейся возможностью».

Если говорить об общей динамике рынка, то в начале июня заметно снизилось падение продаж машин, сообщили «Ко» в пресс-службе Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Так, если в апреле продажи автомобилей рухнули на 72,4 %, то по итогам мая падение составило 51,8 %. При этом в мае дилерские сети всё еще не могли работать полноценно. Поэтому в РОАД ожидают некоторого, хотя пока и не масштабного, улучшения ситуации по итогам июня.

Тем не менее говорить о полном восстановлении рынка преждевременно, добавляет директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников.

«Реальные доходы населения снизились, и многие клиенты автодилеров вынуждены отложить покупку автомобиля на неопределенный срок», — сказал он. Мирошников подчеркнул, что автодилеры ждут от правительства РФ комплексного пакета мер для поддержки отрасли и стимулирования спроса. 

Пессимистичный прогноз не оправдывается

В период карантина участники рынка говорили о том, что по итогам года продажи новых авто в России могут упасть более чем на 50 % по сравнению с прошлым годом, до отметки в менее 1 млн единиц. Однако сейчас появляется более позитивный настрой — на фоне оживления продаж представители автомобильных компаний говорят о том, что сокращение рынка по итогам года может быть менее значительным — на 15–30 %, в том числе из-за того, что личный автомобиль сейчас воспринимается как более безопасный вид транспорта на фоне продолжающегося распространения коронавируса по сравнению с каршерингом, такси и другими совместными формами использования автомобилей.

«Из-за пандемии наблюдается явный рост интереса к личному транспорту. Согласно опросам, из тех, кто планировал приобретение автомобиля в этом году, как минимум более 60 % продолжают рассматривать покупку до конца года, — говорит Екатерина Джамбулатова, маркетолог автосалонов группы компаний "Ринг". — По некоторым брендам телефонный и "пеший" трафик практически вернулся на уровень до пандемии. Хотя при этом стоит признать, что менее всего спрос страдает на такие премиальные и дорогие бренды, как, например, BMW, Audi, Mazda. А вот бюджетные массовые бренды пострадали сильнее всего. Например, из нашего портфеля это прежде всего относится к марке Datsun, которая всегда рассматривалась как достойная альтернатива самым доступным российским автомобилям от "АвтоВАЗа", а сейчас и вовсе приняла решение уйти из России. Целевая аудитория таких брендов пострадала в пандемию больше всего, ведь это молодежь, приобретающая свой первый автомобиль, или, наоборот, люди среднего возраста, которые не имеют крупных накоплений и чаще всего рассчитывают на кредитные средства».

Продажу автомобилей массовых брендов осложняет и ситуация с удорожанием автомобильных кредитов. «К открытию автосалонов многие покупатели надеялись на снижение кредитных ставок, — продолжает Екатерина Джамбулатова. — Напомню, что Центробанк еще в конце апреля принял решение снизить ключевую ставку. Но, несмотря на это, ставки по автокредитам не только не уменьшились, но в некоторых банках даже возросли. Например, при стандартном кредите с первоначальным взносом не более 30 % при покупке автомобилей Mazda сейчас предлагается ставка от 7,9 %, KIA — от 8,9 %, все это на стандартный срок от 36 месяцев с обязательным оформлением каско».

Высокие ставки по кредитам и закредитованность населения сейчас являются существенным фактором сдерживания продаж автомобилей. «До пандемии 60 % наших покупателей приобретали автомобили в кредит, но сейчас доля покупателей в кредит сократилась в два раза, — указывает Никита Быков, генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama. — Связано это в том числе с тем, что у многих заемщиков ухудшилась кредитная история и банки стали больше отказывать».

Обеспокоены автодилеры и тем, что не все ограничения еще сняты с работы автомобильной розницы. В частности, автосалоны жалуются, что до сих пор для клиентов не разрешено проводить тест-драйвы. «Нам тяжело, что пока во всех дилерских центрах не разрешены тест-драйвы, отмечает Анастасия Курбатова. — Конечно, загвоздка в том, что автомобиль хочется попробовать, пройти тест-драйв, понимать, что ты приобретаешь. Хотя в период карантина у нас появился хороший опыт интернет-продаж, которые показали, что в России продажи онлайн вполне могут развиваться. У нас иногда бывают лимитированные серии автомобилей, которые мы продаем онлайн. Их резервируют через Интернет, но потом приезжают и забирают автомобиль из салона, то есть все равно осуществляется контакт с менеджером, с дилерским центром». 

Цены на разгоне

Подъем спроса на автомобили сейчас в том числе обусловлен ожиданием роста цен на них. По данным аналитиков JATO Dynamics, за май скорректировал цены в сторону повышения 21 автомобильный бренд на российском рынке. Правда, пока увеличение цен небольшое, оно в среднем составляет 1–3 %, есть даже отдельные примеры снижения розничной расценки: например, модель Škoda Rapid стала доступнее на 2–4 %. Пытаясь сдержать цены на свои модели, некоторые автопроизводители начинают урезать список установленных на автомобиль опций — например, реже теперь можно встретить в базовой комплектации подогрев сидений или датчики парковки. Но все равно роста цен в ближайшие месяцы не избежать.

«Некоторые бренды с 1 июня хоть и не поднимают цены, однако отменяют или значительно снижают гарантированные скидки при сдаче автомобиля в трейд-ин или участии в программах лояльности. — отмечает Екатерина Джамбулатова. — Однако есть и такие, которые поднимают цены, — например, с 1 июня марка Geely подняла стоимость автомобилей в среднем на 35 тыс. руб. В целом по авторынку я ожидаю дальнейшего роста цен на уровне 7–15 % к концу года. Ситуация осложняется еще и тем, что многие автозаводы приостанавливали сборку машин, и сейчас у многих брендов наблюдаются проблемы с поставками и клиентскими заказами, в частности, нет четкого понимания по срокам изготовления и поставки нестандартных комплектаций новых авто».

Позитивные ожидания связаны у игроков рынка с расширением госпрограмм поддержки авторынка. В частности, в апреле государство расширило действие программы льготного кредитования для автомобилей, которые производятся на территории РФ.

Любая поддержка отрасли в кризис хороша. Повышение порога программы льготного автокредитования до 1,5 млн положительно скажется на массовом сегменте и тех моделях, которые попадают под действие программы

— заключила Анна Уткина

Еще по теме