Top.Mail.Ru
архив

Средство от пробок

Скромные объемы продаж мотоциклов и мотороллеров, казалось бы, свидетельствуют о том, что отечественный потребитель совсем разлюбил двухколесную технику. Однако продавцы мототехники оптимистично считают, что их продукцию в России еще оценят. И если говорить о скутерах, то произойдет это благодаря напряженному городскому движению: ведь мотороллер остается мобильным в любой пробке.

 

В отличие от времен СССР, когда вся двухколесная мототехника рассматривалась как дешевая альтернатива автомашине, современный покупатель мотоцикла или скутера, как правило, уже имеет в пользовании автомобиль. Мотоцикл приобретается чаще всего в качестве «генератора адреналина», ну а скутер – для облегчения передвижения в условиях мегаполиса. «Мы приезжаем в наш офис в центре Москвы на своих машинах рано утром, – рассказывает партнер юридической компании «РОСЛЕКС» Геннадий Ростовченко. – Однако днем для поездок к клиентам, большинство из которых также находятся в центре, мы используем купленный прошлым летом скутер. Со скутером мы позабыли о пробках, не имеем проблем с парковкой. В общем, единственное неудобство скутера – сезонность эксплуатации (зимой, к сожалению, мы его не используем), да иногда поездке мешает дождь».

Похоже, теми же принципами руководствуются при покупке мотороллера европейцы: эти машинки пользуются в Европе бешеной популярностью. Главный потребитель двухколесной мототехники – Италия, здесь ее продается более 200 000 единиц в год. Итальянцы говорят: «скутер приносит в дом хлеб и масло», подразумевая под этим не только удобство посещения магазинов. Передвигаясь на мотороллере, жители европейских городов (да и многих азиатских мегаполисов) сохраняют значительную часть семейного бюджета: расходы на бензин и техническое обслуживание скутера несравненно ниже затрат на эксплуатацию даже самого дешевого автомобиля, не говоря уже об экономии на парковке. Еще одно преимущество скутера – его не надо регистрировать, а управлять этой двухколесной техникой можно без водительского удостоверения. С юридической точки зрения в большинстве стран (в том числе и в России) скутер – это велосипед с мотором. Правда, это касается лишь мотороллеров с объемом двигателя менее 50 куб. см. Поэтому данная категория скутеров пользуется наибольшей популярностью.

На первый взгляд все преимущества скутера в России перечеркиваются непродолжительностью сезона его эксплуатации. Но если вспомнить советские времена, когда в стране ежегодно продавалось 2 – 3 млн мотоциклов и мопедов отечественных марок, то становится ясно, что климатические условия не являются определяющими для продаж двухколесной техники.

Несмотря на долгие зимы, перспективы продаж мотоциклов и скутеров, по мнению известного российского мотогонщика, руководителя фирмы «Альпин» (дилера Yamaha) Александра Нифонтова весьма радужные. Особенно в провинции и среди молодежи. Согласно исследованиям «Альпин», 7 из 10 мальчишек в возрасте до 18 лет интересуются мотоциклами и мотоспортом.

Впрочем, мотоциклы и скутеры покупают не только тинейджеры. Как считает региональный менеджер по продажам мотоциклов BMW компании «БМВ Русланд Трейдинг» Владимир Видулов, сегодня не считается зазорным приехать на мотоцикле или скутере и на деловые переговоры. Ведь извиняться перед партнерами приходится лишь за свободный стиль одежды, а не за опоздание: в плане мобильности у этих транспортных средств альтернативы нет.

«Ситуация на рынке мототехники развивается в том же направлении, что и продажи автомобилей, – считает Александр Нифонтов. ­– Только с отставанием по времени. Все больше людей могут позволить себе мототехнику иностранного производства. При этом надо учитывать, что выпуск аналогичной продукции в России фактически прекратился».

Тому, кто решил приобрести скутер, есть из чего выбирать. Сегодня в России представлены: итальянские Ducati иAprilia, немецкая BMW, французская Peugeot, японские Suzuki, Yamaha, Kawasaki, Honda, фирмы из Юго-Восточной Азии: Hyosung, Sym, Daelim. Цены на азиатские модели начинаются от $1300. Цены на скутеры Yamaha, Honda, Suzuki, Peugeot и Malaguti с моторами объемом до 50 куб. см колеблются в диапазоне $1800 – 2500.

По мнению Владимира Видулова, объем российского рынка двухколесной мототехники сегодня составляет порядка $30 млн – $40 млн. Ожидается, что в этом году будет продано около 2000 единиц мотоциклов и скутеров. Эти цифры складываются из продаж через мотосалоны или специализированные отделы в торговых комплексах и не учитывают подержанную технику. Сколько продается «секонд-хэнда», не может сказать никто.

По словам руководителя одного из московских мотосалонов, пожелавшего не раскрывать своего имени в печати, официальным продавцам невыгодно связываться с подержанными скутерами из-за сложностей с таможней. Торговцев не прельщает даже достаточно высокая маржа. Оптовая цена подержанных скутеров, которые приобретаются, например, в Японии, колеблется в пределах $100 – 200. В розницу их продают в России минимум за $500 – 600. Однако, как показывает практика, официально провести через таможню контейнер скутеров (в него вмещается около 120 мотороллеров) практически невозможно: работников ГТК смущает низкая стоимость товара. Доказывать свою правоту можно месяцами. Поэтому серые импортеры скутеров находят пути поставок в обход таможни.

Задача нелегального ввоза упрощается тем, что скутеры с объемом мотора 50 куб. см не требуют регистрации в ГАИ, а значит, отсутствует механизм контроля за их продажами. И надо сказать, серые импортеры справляются с насыщением рынка. Купить подержанный скутер не составляет труда. По разным оценкам, в столице и Подмосковье «бегают» около 10 000 скутеров, причем не менее 90% процентов из них достались нынешним владельцам уже не новыми. По мнению сотрудников столичной Госавтоинспекции, 70% «секонд-хэнда» приходится на угнанные скутеры.

С одной стороны, городскому жителю, измученному пробками, или дачнику, использующему скутер для поездок в ближайший населенный пункт, все равно, у кого приобретать мотороллер. Лишь бы цена была доступной. Но, несмотря на кажущуюся простоту, двухколесная техника достаточно сложна, капризна и требует регулярного технического обслуживания. Например, из-за крошечного рабочего объема мотор скутера не отличается долговечностью. Обычно продавцы «секонд-хэнда» не обеспечивают сервиса и поставок запчастей, что серьезно тормозит развитие рынка.

Как считают в фирме «Скутер-М» (дилер марки Daelim), сегодня особенно остро встает вопрос ремонта двухколесной техники. Не хватает запчастей и мастерских по ремонту скутеров. Поэтому успеха могут добиться только те фирмы, которые поддерживают продажи квалифицированным обслуживанием. Основной доход «Скутер-М» приходится не на продажи скутеров, а на поставки запчастей и сервисное обеспечение.

Возможно, на развитии рынка скутеров благоприятно скажутся планы столичных властей ввести обязательную регистрацию скутеров. В этом случае продавцы мототехники будут вынуждены выйти из тени. Лишь бы инициатива чиновников не лишила скутеры их главного преимущества – демократичности и доступности.

Еще по теме